Рустем АБЯЗОВ: «Главное — заманить слушателя в зал»

Добавлено 25 марта 2016

Фестиваль «Искусство смычка» («L'arte del arco»), Камерный оркестр «La Primavera», Рустем Абязов (скрипка, дирижер, композитор)

В Казани с аншлагом прошло закрытие IV Международного фестиваля «L’arte del arco» («Искусство смычка»). Маэстро Абязов дал небольшое интервью корреспонденту ИА «Татар-информ», рассказав о проделанной работе, новых проектах и планах на грядущий сезон.

Можно ли сейчас подвести итоги фестиваля: оправдались ли ожидания, с какими сложностями сталкивались организаторы?

Р.А.: Смело можно сказать, что кроме форс-мажорной ситуации с Жилем Апапом, удалось все. Были, разумеется, и сложности. Дмитрий Махтин, например, с большим трудом въезжал в Россию, потому что в аэропорту не было эксперта из Министерства культуры и ему пришлось переносить рейс на день, ночевать у друзей в Москве, затем вызволять свою скрипку в Шереметьево. Произошел очередной бюрократический срыв из-за нелепых российских правил, доставшихся нам в наследство от Советского Союза. Я надеюсь, что когда-нибудь мы от этого отойдем. Сам он гражданин России и прошел спокойно, но существуют такие правила, по которым инструмент является национальным достоянием, с чем я не очень согласен, честно говоря. С ввозом скрипки возникли сложности. Из сложностей, это все, пожалуй.

Все остальное сложилось, и наш эксперимент сразу с двумя выездными концертами прошел удачно. Концерты в Набережных Челнах и Нижнекамске произвели очень сильное впечатление на зал, что очень радует. Приехали интересные солисты, вместе мы создали невероятную программу: взять того же Васкса, если бы не фестиваль, в Казани его бы так и не услышали.

Что помогает вам из года в год привлекать огромную аудиторию к своим концертам: в зале в течение пяти дней был аншлаг?

Р.А.: Я считаю, что людям обязательно нужно прививать интерес к классической музыке, это не так просто, но пути надо искать. Мне кажется оркестр «La primavera» как раз в этом направлении очень много работает. В арсенале у нас есть самые разные инструменты,

синтез жанров, например. Как мне кажется, главное, что нужно сделать — это заманить слушателя в зал. Как правило, люди возвращаются, если они побывали на очень хорошем концерте, хотя куда же без исключений. А для того, чтобы заманить, можно придумать и «фантики». Мы не только готовы, но и стремимся увидеть в зале самую разную публику.

Мы стараемся, чтобы каждый концерт был чем-то интересен публике. В чистом виде классическая музыка на сегодняшний день это все-таки высокое искусство. Пойдут слушать только те, кто к этому привык. Надеяться на то, что широкая публика пойдет на абсолютно академический концерт не приходится. Пару лет назад у меня было ощущение, что спрос на классическую музыку появился, интерес растет, что надоела попса и всякое. Но чувствуется, что финансовый кризис повредил этому процессу. Люди начали экономить, и на билетах в том числе.

Пока, слава богу, наши финансовые затраты берет на себя Министерство культуры, мы муниципалы, и меня очень радует, что нас взяли под свое крыло, как и «Абязов-фестиваль». Благодаря им, мы и можем приглашать таких солистов. Если так и будет продолжаться, мы познакомим Казань еще со многими величинами мировой академической сцены.

А есть ли примеры работы оркестра с неподготовленной свободной публикой?

Р.А.: Совсем недавно мы провели очень масштабный проект: дали двадцать концертов для школьников сельских районов. И мы столкнулись с тем, что в двадцати концертных залах мы практически не видели людей, которые когда-либо слушали классическую музыку. А по моим примерным расчетам мы охватили около 2,5 тысячи человек: и дети, и взрослые. К нам подходили изумленные взрослые и говорили, что если бы не этот проект, они бы никогда не столкнулись с такой музыкой. К сожалению, на сегодняшний день нет источников, через которые люди бы приходили к классической музыке, кроме живых концертов. Масс-медиа эту функцию не выполняют, опять же, к сожалению.

Появились ли уже наметки на программу следующего сезона?

Р.А.: Безусловно, у нас есть наметки на грядущий сезон. На следующий фестиваль я собираюсь пригласить целый камерный оркестр. Это один из лучших в России оркестров — Красноярский камерный оркестр, я думаю, будет интересно послушать, как звучат другие. Тесно не будет точно. Разумеется, будут и лучшие солисты. Других мы стараемся не приглашать, у нас только топовые музыканты.

Ольга ГОЛЫЖБИНА

ati-times.tatar-inform.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору