Предстоящие мероприятия



Самара
29 августа 2017

Самара
3 сентября 2017

Самара
9 сентября 2017

Самара
10 сентября 2017




Самара
17 сентября 2017

Самара
20 сентября 2017

Самара
27 сентября 2017

Самара
28 сентября 2017

Самара
17 октября 2017


Читайте на эту же тему







Самарский ансамбль «Рандеву»: «Музыка, звучащая по радио, формирует плохой музыкальный вкус у молодежи»

Добавлено 16 мая 2016

Самарская филармония

В четверг, 2 июня, в Самарской филармонии инструментальный ансамбль «Рандеву» отметит концертом свой 10-летний юбилей. За это время музыканты ансамбля Ольга Раскопова (мандолина) и Валерий Ксенофонтов (гитара) подготовили множество программ, в которых звучит и классика, и современная музыка, и танцевальные мелодии народов мира. Самарские музыканты выпустили два альбома и стали победителями нескольких престижных международных конкурсов. Сегодня они — гости Волга Ньюс.

— Как изменился ваш ансамбль за эти десять лет?

Ольга Раскопова: Лицо ансамбля осталось тем же, я считаю.

Валерий Ксенофонтов: Да, но при этом мы стали более уверены в себе. Убедились, что музыка, которую мы играем, интересна людям.

— Давайте поговорим о традиции ансамблевого звучания ваших инструментов. В прежние времена была такая песенка — «Мандолина, гитара и бас…»

В. К.: Эта песенка — о самодеятельных коллективах, которые раньше повсеместно создавались при клубах, там были и мандолина, и гитара, и домра, и балалайка… И играли они популярные эстрадные мелодии. В Италии или Испании, к примеру, — другая традиция. Там музыканты изначально исполняли те произведения, которые были написаны именно для этих инструментов. И потом, шестиструнная гитара, на которой я играю, в свое время была гонима в нашей стране. Так же, как и саксофон, например. Класс игры на ней в консерватории был открыт только в шестидесятые годы.

— А много ли в России коллективов, подобных вашему?

О. Р.: Когда мы начинали, их были единицы. На мандолине играли в основном девушки. А учиться они уезжали, как правило, в Европу. Сейчас таких коллективов становится все больше. Они появляются в крупных российских городах, где есть филармонии, — в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и других.

— Ольга, вы ведь тоже учились в Европе…

О. Р.: В 2004–2006 годах я обучалась в консерватории в Люксембурге. Там был очень хороший преподаватель игры на мандолине — испанский музыкант Хуан Карлос Муньос.

— И он потом слышал ваш дуэт?

О. Р.: Да. Он каждое лето вместе с другими педагогами проводит в Европе мастер-классы. И мы в них участвовали, а потом давали совместные концерты.

— Гитара — больше чем мандолина, в российских традициях. Насколько велик сейчас интерес к этому инструменту?

В. К.: Я думаю, что в последние годы он постоянно растет во всех направлениях (джаз, рок, классика). В последние лет пять-семь российские гитаристы нередко побеждают на престижных европейских конкурсах. И это стимулирует рост интереса к гитаре у молодежи.

— У вас разнообразный репертуар. Как вы его подбираете?

О. Р.: Есть несколько современных авторов, которые пишут музыку для мандолины и гитары. В основном это немецкие композиторы. Играем барочную, классическую музыку. Исполняем переложения.

— Любую ли классическую музыку, которая вам нравится, можно адаптировать к мандолине и гитаре?

В. К.: Перекладываем, в основном, фортепианные и скрипичные вещи. Когда берешься за произведение, важно понять, не уничтожит ли адаптация художественный замысел автора. Симфонические произведения для нашего ансамбля, я считаю, практически невозможно переложить: у нас все-таки камерное звучание. Перекладываем, конечно, то, что самим нравится. Сейчас вот пришли с репетиции — играли замечательную музыку Валерия Гаврилина из балета «Анюта». Она будет исполняться и на нашем юбилейном концерте. Но, кроме мандолины и гитары, там будут звучать балалайка и домра. Хорошо поддаются переложению итальянские и испанские песни. У нас есть, например, неаполитанская программа, которая пользуется большим успехом.

— А популярные мелодии? Скажем, из репертуара «Битлз»…

В. К.: Я знаю несколько хороших аранжировок этих мелодий на гитаре. Есть замечательные симфонические переложения. В нашем составе какие-то из этих мелодий могут хорошо прозвучать, какие-то — нет. Мы к этому подходим очень осторожно.

— Вы изначально играли много этнической музыки…

В. К.: Этот репертуар понемногу расширяется. С большим воодушевлением работали над программой греческой музыки. Греческая бузука — родственный мандолине инструмент. Потом возникла потребность сыграть бразильскую музыку — самбу, шоро, легкие боса-новы. Катали эту программу года два по России. Кстати, зажигательные мелодии разных народов мира тоже будут звучать на нашем концерте.

— К своим выступлениям вы часто привлекаете других музыкантов…

В. К.: У нас есть абонемент в филармонии. Три раза в год подготавливаем новые программы. Почти все они проходят с привлечением других инструментов — фортепиано, флейты, скрипки, аккордеона, домры. Часто вместе с нами выступают вокалисты. На концерте 2 июня их будет четверо. А в следующем году, в феврале, мы выступим на концерте вместе со струнным квартетом «Каприз» — будем играть Вивальди, Боккерини и других авторов. Мне кажется, очень интересно получается, когда ансамбль «Рандеву» сопровождает художественное чтение. Например, с чтецом Виктором Намакаренским у нас была целая программа — мы играли испанскую музыку, а он читал стихи испанских поэтов.

— Часто гастролируете?
О. Р.: В последнее время не так часто. Я родила девочку (ей сейчас три года), и у Валерия в семье родился мальчик, ему семь месяцев. Хотя в сентябре прошлого года съездили в Израиль, играли и ренессанс, и современную музыку.

— В последнее время много пишут о том, как музыка может влиять на формирование детской психики…

О. Р.: Это действительно так. Моя дочка слушала достаточно много хорошей музыки, еще находясь в животе у мамы: я играла практически вплоть до ее рождения. Время от времени мы исполняем мелодичную классику для совсем маленьких деток и видим, как позитивно она влияет на них.

В.К.: Мы и своих детей растим в этом духе. Сына окружает музыка Моцарта и Брамса. Тем более что у меня жена — музыкант, до восьмого месяца беременности она работала в музыкальной школе. Детям слушать классику просто необходимо — это формирует их вкус, их внутренний мир. Те группы, которые звучат по радио, иной раз разрушают детскую психику. Как педагог музыкальной школы я вижу, что ребята, воспитанные на этом, не умеют воспринимать мелодии, не понимают, что красиво, а что некрасиво. Эта музыка расконцентрирует человека. Одна из болезней современных молодых людей — неумение концентрироваться. На них хлынул огромный поток информации и развлечений из Интернета и телевидения. Они привыкли с легкостью потреблять это. И я чувствую, что сейчас им еще труднее, чем раньше, сосредоточиться на чем-то.

— Что вы думаете об общем уровне музыкальной культуры в нашем городе?

В. К.: Интерес к классическим и камерным произведениям никогда не бывает массовым. Но люди, которые хоть раз услышали хорошую живую музыку, мне кажется, уже никогда от этого не откажутся. К счастью, количество поклонников классики и камерной музыки у нас не уменьшается. Есть исполнители классики, которые привлекают большое количество людей: Спиваков, Башмет, Гергиев, Хворостовский… Иногда можно услышать оперную музыку, звучащую на набережной. Если бы таких примеров было больше, то и в филармонию люди чаще бы ходили…

Авторы: Вадим Карасев

http://volga.news/article/410669.html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору