Предстоящие мероприятия


Томск
11 декабря 2016



Томск
14 декабря 2016


Томск
17 декабря 2016

томск
18 декабря 2016

Томск
22 декабря 2016


Томск
25 декабря 2016


Томск
29 декабря 2016

Томск
30 декабря 2016

Томск
3 января 2017

Томск
5 января 2017


Томск
17 февраля 2017

Читайте на эту же тему







Сергей Ханукаев и Сесар Альварес: Томский симфонический оркестр обрел дирижеров

Добавлено 15 марта 2011 Musician

Роман Моисеев (дирижер), Большой зал Томской филармонии, Томская филармония

Наконец, свершилось – после практически 10 лет, проведенных без главного дирижера, томский симфонический оркестр обрел нового лидера. Конкурсная комиссия фестиваля «Парад дирижеров» предложила этот пост Сергею Ханукаеву из Бостона. Также определили и второго главного дирижера, – предполагается, что им станет Сесар Альварес из Испании, много лет работавший с оркестром как приглашенный специалист. Сразу двух дирижеров выбрали ради того, чтобы хотя бы один маэстро всегда находился с музыкантами.

Выбирали дирижера достаточно необычно – пять претендентов на должность выступили в Филармонии с концертными программами.

- Еще в сентябре возникла идея: Филармонии нужен главный дирижер, но его нужно не назначить, а определить по результатам конкурса, - объясняет Андрей Кузичкин, начальник областного департамента культуры. – Когда мы распространили информацию с условиями конкурса, то начались звонки, я пообщался примерно с 50 претендентами. В декабре было выбрано пять дирижеров, которые добрались до второго этапа. Мы поздравили их с победой и согласовали программу гастролей.

Программы получились совершенно разные. Открыл парад известный в Томске Сесар Альварес, его программу из музыкальных фрагментов из популярных кинофильмов композитора Эдуарда Артемьева публика оценила овациями, а сам автор утирал слезы. Затем оркестр под управлением Сергея Ханукаева представил увертюру к опере «Оберон» Вебера, и «Симфонию №2» Брамса. Сергей Тарарин (Москва) соединил в концерте «Зимние грезы» и «Симфонию №1» Чайковского с музыкой мексиканских композиторов (видимо, помогли годы работы в этой стране). Эдуард Дядюра (Москва) выбрал классику, произведения Бетховена и Шумана. А завершал «Парад дирижеров» Роман Моисеев (Москва), с ним томский симфонический оркестр представил произведения Брукнера и Бетховена.

По мнению Кузичкина, конкурс заставил музыкантов мобилизоваться (над каждой программой работали на двух, максимум пяти репетициях).

Последний концерт «Парада дирижеров» собрал приличное для Томска количество зрителей – БКЗ был заполнен на две трети. Ценители музыки предвкушали – скоро станет известно имя нового дирижера. Многие голосовали – слушатели получали по две карточки, и могли после концерта с их помощью высказаться за или против маэстро. Обещали, что мнение публики тоже будет учитываться.

- Я проголосовала за Романа Моисеева, хочется, чтобы именно он стал новым дирижером, - признается Галина Иванова, одна из постоянных посетительниц симфонических концертов. – Почему? Мне нравятся его руки, нравится динамика, и выглядит он элегантно. Думаю, если его выберут, и он согласится остаться в Томске, я буду очень любить этого дирижера и ждать концертов. Альварес, по-моему, как-то раздражает публику. Мол, обедает в своей Испании, а вечером прилетает на концерт в Томск.

Роман Моисеев
Роман Моисеев прежде уже выступал в Томске – в 2000 году, еще в то время, когда главным дирижером был Богуслав Давидов. Но тогда маэстро пригласили на определенную программу, а на сей раз он выбирал авторов сам. Так, в Томске впервые прозвучала Симфония № 3 Брукнера, композитора и органиста, чьи симфонии считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма и вершиной исполнительского искусства.

- Томский оркестр никогда еще не играл эту музыку, она сложна для исполнителей и длится почти час. Я бы сказал, данная программа европейского уровня, - поясняет Роман Моисеев (в первом отделении была исполнена Симфония № 1 Бетховена).

– Что оркестр с ней справится, я не сомневался и стремился сделать все возможное, чтобы звучание было соответственным. Уровень моих требований изначально был высок и в силу многих причин, некоторые музыканты психологически были к этому не готовы... Поэтому должный контакт между нами установился не сразу. Поняв произведение, оркестр смог мобилизоваться и показал максимально возможный на сегодня результат. Конечно же, это не предел - продолжает Роман Моисеев и связывает будущее оркестра Томской филармонии с приходом талантливой молодежи, грамотным менеджментом и кропотливой работой нового главного дирижера…

А после «Парада дирижеров» было тайное голосование музыкантов и заседание конкурсной комиссии. Экспертный совет возглавил художественный руководитель хоровой капеллы ТГУ Виталий Сотников. Комиссия посещала каждый концерт «Парада», со всеми претендентами подолгу общались новый директор Филармонии Марина Шерина и начальник департамента культуры Андрей Кузичкин.

В итоге Сергей Ханукаев победил с заметным преимуществом – за него музыканты отдали 20 голосов. Второе место с 15 голосами занял Сесар Альварес. Тогда было принято решение предложить Ханукаеву пост главного, а Альваресу второго дирижера. Предполагается, что оба дирижера прибудут в Томск в конце марта. Ханукаев уже подтвердил, что согласен с осени перебраться в наш город на постоянное место жительства (и работать с оркестром регулярно, а не наездами). В департаменте рассчитывают заключить с ним контракт как минимум на три года. Беседы с Альваресом еще не было.

Что же заставило Сергея Ханукаева покинуть Бостон и отправиться в значительно менее известный и более холодный Томск?

- Он принял это решение из идейных соображений! – считает Андрей Кузичкин. – Сергей Ханукаев состоявшийся дирижер. У него все есть – известность, связи, репутация. Но он хочет заняться новым проектом, причем очень непростым. Его зовут не в звездный оркестр. Если он сможет поднять томский симфонический на высокий уровень, то еще больше укрепит свой авторитет. С Бостоном его сейчас связывает только музыкальная Академия для детей, грант на создание которой он выиграл. Но, в конце концов, добраться до Бостона из Томска сегодня иногда получается даже дешевле, чем до Москвы.

Интересно, что при выборе главного дирижера, в пользу Сергея Ханукаева было много деталей. Когда-то он учился в классе Эдисона Денисова, композитора и музыковеда с томскими корнями (так нашлась связь с Томском). Конечно, не оставили без внимания и тот факт, что учился Сергей Ханукаев с советником Президента РФ по культуре Юрием Лаптевым. Заинтересовала экспертную комиссию и программа стратегического развития, которую предложил дирижер. Правда, там есть идеалистические моменты вроде активного привлечения к поддержке Филармонии томских меценатов. Но также у Ханукаева есть значительный опыт работы с грантовыми проектами, который, как надеются эксперты, можно будет применить и в работе с томским симфоническим оркестром.

Требования же немало поработавшего за границей дирижера не превосходили пожелания остальных кандидатов. Нормальное жилье и зарплата (он специально узнавал, сколько в среднем дирижеры получают в российской провинции) и приглашение в оркестр «недостающих» музыкантов, чтобы укомплектовать коллектив.

На апрель запланирована аттестация музыкантов томского симфонического оркестра, к этому времени контракт с дирижером уже будет подписан. А свою первую томскую программу новый главный, как ожидается, подготовит к юбилею первой скрипки оркестра Сергея Зеленкина, народного артиста России.

Текст: Мария Симонова
Фото: Алена Кардаш, Евгения Швецова, Антон Черев

http://obzor.westsib.ru/article/342455

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору