Предстоящие мероприятия








Читайте на эту же тему







Щедрин со всех сторон

Добавлено 28 декабря 2017

Санкт-Петербургская академическая филармония, Сергей Редькин (фортепиано), Валерий Гергиев (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель)

Валерий Гергиев и Юрий Темирканов устроили День Щедрина, отметив 85-летие композитора большими концертами в своих вотчинах — Концертном зале Мариинского театра и Большом зале Филармонии.

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии
В Мариинском появление Родиона Константиновича Щедрина — дело привычное. Зал Мариинки-3 тепло приветствовал его, горячо встречая каждое из произведений юбилейного вечера. В Большом зале Филармонии Родион Щедрин прежде появлялся крайне редко (в 2008 году он сочинил увертюру «Виват!» к 70-летию своего друга Юрия Темирканова, исполненную там).

Этот концерт стал закрытием фестиваля «Площадь искусств». Дирижер Николай Алексеев исполнил Третий концерт для большого симфонического оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков», в котором Щедрин остроумно решил несколько задач, показав талант музыканта-философа и острослова, давшего в метафоре «провинциального цирка» образ любимой России, где порой чтобы выжить проще быть клоуном. В сочинении Parabola concertante виолончелист Александр Бузлов своим красивым, темным вокальным звуком напомнил о Мстиславе Ростроповиче, которому оно было посвящено. Маэстро Юрий Темирканов очень деликатно и с юмором продирижировал сюиту из первой оперы Щедрина «Не только любовь», где знаменитые частушки Варвары исполнила меццо-сопрано Олеся Петрова. В Первом концерте для симфонического оркестра «Озорные частушки» оркестр Филармонии дал слушателям возможность получить удовольствие от симфонического озорства и джазового драйва. А «Два танго Альбениса» были исполнены с шиком, представившим 80-летнего маэстро завзятым оттепельным стилягой.

В год 85-летия композитора его сочинения широко звучали во многих больших и малых городах России. В Мариинском театре к юбилею композитора помимо фортепианных и симфонических концертов представили серию опер и балетов, собранных за это десятилетие в репертуаре. Генезис творчества Щедрина можно было услышать на концерте в Мариинском-3, где были исполнены инструментальные концерты разных лет.

В Первом концерте для фортепиано с оркестром 1954 года 22-летний студент Московской консерватории не постеснялся нескромно, с долей иронии, наследовать Петру Ильичу Чайковскому. Отголоски мощных аккордов его Первого концерта были слышны восемьдесят лет спустя. С помощью Чайковского Щедрин показывал, как духоподъемно можно строить светлое будущее. Впрочем, пианист Алексей Володин был деликатен в трансляции пафоса.

В этом же концерте молодой Щедрин отчитался в умении лихо орудовать фольклором в виде лирической ли хороводной, или частушки, которую сделал эмблемой своего стиля той поры. Мощным контрастом оказался поставленный рядом с гипероптимистичным Первым фортепианным концертом Двойной концерт для виолончели и фортепиано «Романтическое приношение». Написанный в 2011 году по заказу Люцернского симфонического оркестра в расчете на великих музыкантов — виолончелиста Мишу Майского и пианистку Марту Аргерич, он погрузил публику в пучину далеко не мажорных рефлексий на тему одиночества художника и сопротивления агрессивной внешней среде.

В Четвертом фортепианном концерте, написанном к 100-летию «Стейнвея» и исполненном в Кеннеди-центре пианистом Николаем Петровым, Щедрин демонстрировал яркие акустические возможности фирменного рояля и «Диезных тональностей» (таково название этого концерта). В его финальной второй части оглушительные колокольные перезвоны в высоком регистре будто заговаривали русскую музыку от бед и напастей. Пианист Сергей Редькин обладает феноменальным чувством стиля, он ведет тонкий диалог с композитором и слушателем и показал себя музыкантом круга Щедрина.

Показал себя таковым и Денис Мацуев, появление которого в Концертном зале Мариинского театра вызвало прилив энтузиазма у публики. Во Втором концерте он примерил на себя костюм вольного шестидесятника. Это сочинение досталось ему еще и благодаря джазовым вкраплениям: Щедрин дерзко стилизовал в нем фактуру знаменитого тогда «Модерн-джаз-квартета».

В своих последних операх «Левша» или «Рождественская сказка» Родион Щедрин уже далеко не оптимистичен, совсем не беззаботен и мыслит совсем другими категориями, научившись просто мудро и неторопливо жить. А потому очень хочется дождаться его откровений в следующем театральном шедевре, который, надеемся, не за горами.

Владимир Дудин
spbvedomosti.ru/news/cu…ron/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору