Школа концертмейстерского мастерства — 10 лет учёбы и творчества!

Добавлено 20 марта 2016 Ольга Бер

Гильдия пианистов-концертмейстеров

С 25 по 31 января в Концертном зале им. Н. Я. Мясковского Московской государственной консерватории прошла десятая юбилейная Школа концертмейстерского мастерства, организованная Гильдией пианистов-концертмейстеров (руководители Гильдии — Ольга Бер, концертмейстер МГК им. П. И. Чайковского и Наталья Белькова, доцент МГК).


В этом году курсы посетили около 150 человек из более 40 городов России, в том числе из Улан-Удэ, Петропавловска-Камчатского, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Элисты, Чебоксар и многих других. Примечательно, что впервые среди участников мастер-классов были студенты консерваторий итальянских городов Пезаро и Чезена.

Первый день работы Школы начался с очень ожидаемого мастер-класса профессора МГК им. П. И. Чайковского, народного артиста России Александра Зиновьевича Бондурянского. Девятый раз Александр Зиновьевич делится со слушателями Школы своими глубочайшими знаниями и профессиональными секретами. В мастер-классе по теме «Пианист-концертмейстер в камерно-ансамблевом исполнительстве» приняли участие пять ансамблей. Прекрасной традицией стало участие в занятиях не только сложившихся, но и «свежеиспечённых» ансамблей. Дело в том, что многие пианисты-концертмейстеры из разных городов России не имеют возможности приехать со своими солистами. Гильдия находит ярких и интересных исполнителей в Москве, готовых поучаствовать в работе Школы. В мастер-классе А. З. Бондурянского выступали пианисты из Омска и Екатеринбурга, в третий раз на занятия Школы приезжает фортепианный дуэт из Нижнего Новгорода. Как и всегда, мастер-класс профессора задал высочайшую профессиональную планку в работе курсов. Продолжительные аплодисменты переполненного зала были благодарностью Александру Зиновьевичу за желание поделиться колоссальным опытом и высочайшее мастерство. Но на этом учебный день «школьников» не закончился. Все дни работы Школы слушатели и участники имели возможность посещать открытые уроки ведущих педагогов ЦМШ, МССМШ им. Гнесиных, ДМШ при АМК при консерватории, других учебных заведений Москвы. Каждый вечер слушатели продолжали обучение на концертах в различных залах Москвы. Все дополнительные мероприятия также были организованы руководством Гильдии.

Во второй день Школы проводилась Конференция-практикум, потребовавшая от организаторов большой подготовительной работы. Открыл конференцию доцент МГК им. П. И. Чайковского Владимир Донатович Юрыгин-Клевке. В занятии на тему «Варианты адаптаций и купюр в фортепианных переложениях оркестровых партитур» он предложил слушателям отрывки из трёх крупных сочинений — «Страстей по Иоанну» И.-С. Баха, оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и «Симфонии псалмов» И.Стравинского. На протяжении всего выступления Владимира Донатовича свет в зале был приглушен, и на большой экран транслировались ноты. Выступление было очень ярким, больше похожим на моноспектакль, чем на лекцию. В нём органично переплелись воспоминания различных эпизодов яркой творческой жизни и великолепное исполнение музыкальных отрывков, в том числе фортепианных произведений, точные рекомендации пианиста-практика и философские рассуждения о профессии концертмейстера. В таких случаях говорят: «Это надо видеть». И у нас была такая возможность! Хочется выразить особую благодарность видео и фото студии «Камертон» за качественную съёмку со специально выставленным светом в необычных условиях полумрака и большого освещённого экрана.

Не менее интересна была вторая объявленная тема Конференции: «В. А. Гутерман. Осязательно-кинестетический метод восстановления двигательной активности и выносливости рук музыкантов». Предполагалось выступление специалиста по вопросам профессиональных заболеваний рук музыкантов Илизы Эльфатовны Сафаровой, которая является последователем и продолжателем дела В. А. Гутерман. К сожалению, в этом году И. Э. Сафарова не смогла приехать на Школу, но тема очень важная, поэтому мы надеемся на участие Илизы Эльфатовны в работе следующих концертмейстерских курсов через год, в январе 2017 года. Несмотря на сложные обстоятельства, обсуждение темы всё же состоялось. Организаторы представили книгу В. А. Гутерман «Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук», которая вызвала большой интерес. 40 экземпляров брошюры были мгновенно раскуплены слушателями. Очень отрадно отметить, что уже сейчас несколько участников Школы, обратившись к И. Э. Сафаровой, смогли получить практическую помощь в решении профессиональных проблем с руками.

Третьим докладчиком на Конференции была преподаватель Рязанского музыкального колледжа, кандидат искусствоведения, профессор РАЕН Елена Анатольевна Островская. Предложенная ею тема «Подбор по слуху. Алгоритм развития практических навыков» является достаточно актуальной для пианистов, работающих с маленькими детьми, и, например, для балетных концертмейстеров. Однако, распространено мнение, что умение подбирать по слуху — это природный дар, и развитие такого навыка является сомнительным. Елена Анатольевна дала конкретные рекомендации и несколько добровольцев из зала попробовали их на практике. В заключение студентка Рязанского музыкального колледжа Виктория Ермолова исполнила свою музыкальную композицию, подобранную по слуху и разработанную ею благодаря знаниям, полученным на занятиях Е. А. Островской.

27 января стал днём работы над вокальным репертуаром. Мастер-класс по теме «Особенности работы концертмейстера с оперным репертуаром и в классе вокального ансамбля» провела Заслуженная артистка России, профессор МГК им. П. И. Чайковского, концертмейстер МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Евгения Михайловна Арефьева. Евгения Михайловна много внимания уделяла пожеланиям солистов, тем самым показывая специфику деятельности вокального концертмейстера. Большой интерес вызвали её рассказы о работе с выдающимися оперными певцами современности, в том числе солистками МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Ольгой Гуряковой и Хиблой Герзмава. Мастер-класс прошёл в доброжелательной атмосфере, слушатели задавали уточняющие вопросы.

Тему четвёртого дня курсов повышения концертмейстерского мастерства подсказали слушатели прошлой Школы: «Специфика работы пианиста в ансамбле с духовыми и ударными инструментами». Мастер-класс проводила Заслуженная артистка России, профессор, заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Евстолия Вадимовна Паранина. Очень интересная и насыщенная программа была представлена в этот день. Ярким подарком для слушателей стало выступление ансамбля из Москвы в составе: И. Дыма (саксофон) и Н. Курдюмов (фортепиано). Прозвучала соната Т. Йошимацу «Пушистая птица». Исполнение было встречено продолжительными аплодисментами. Евстолии Вадимовне оставалось только отметить достоинства ансамбля, яркость образов и пожелать дальнейших творческих успехов.

Мастер-класс преподавателя МССМШ имени Гнесиных Марианны Шалвовны Шалитаевой был посвящён теме «Принцип универсальности в работе пианиста-ансамблиста». Направление и идея этого занятия являются творческим кредо самой Марианны Шалвовны. Пианистка всю жизнь успешно совмещает сольные концерты с игрой в различных ансамблях, в том числе фортепианных дуэтах. Слушатели Школы имели прекрасную возможность 27 января, в день рождения Моцарта, посетить концерт М. Ш. Шалитаевой в рамках цикла «Все фортепианные сонаты Моцарта».

В мастер-классе 29 января был представлен почти весь спектр ансамблевой музыки (пожалуй, за исключением фортепианных дуэтов). Особенностью этой Школы можно считать уклон в сторону инструментальной музыки.

Мастер-класс на тему «Камерный ансамбль и концертмейстерское мастерство: общность и различие задач» в шестой день работы провела профессор МГК им. П. И. Чайковского, Заслуженная артистка России Галина Сергеевна Ширинская. Помимо работы над интересным разнообразным репертуаром, Галина Сергеевна рассказала о своей концертмейстерской работе в классе у К. Кондрашина, остановилась на специфике игры в ансамбле с разными инструментами, ответила на вопросы слушателей.

Последний день работы Школы начался с минуты Памяти. 31 января 2014 года скоропостижно скончалась основатель и первый генеральный директор Гильдии пианистов-концертмейстеров — Мария Баранкина. Многие из находившихся в зале прекрасно знали и помнят Машу. Книга «Hommage Masha (посвящение Маше)», выпущенная чуть более года назад, прошла в этот день по залу, в буквальном смысле «по рукам».

Своеобразной аркой между первым и заключительным днями работы Курсов стал мастер-класс профессора РАМ им. Гнесиных и Московского Гуманитарного университета Марии Наумовны Бер на тему «Работа концертмейстера с камерно-вокальным репертуаром». Мария Наумовна, как и А. З. Бондурянский, в девятый раз преподаёт в Школе. Эти два Мастера являются хранителями традиций Школ концертмейстерского мастерства. Уроки М. Н. Бер — всегда самые насыщенные по репертуару и продолжительные по времени. Мастер-класс длился почти 4 часа! Несмотря на накопленную за семь дней усталость, слушатели были готовы ещё и ещё искать вместе с Марией Наумовной краски и образы, скрытые смыслы в тексте и средства их выражения на рояле и в голосе.

Важной особенностью Школ концертмейстерского мастерства является стремление организаторов дать слушателям и участникам курсов много дополнительной полезной информации, предложить нотные материалы и книги. В один из дней с небольшим сообщением выступила кандидат искусствоведения, научный сотрудник МГК им. П. И. Чайковского Вера Николаевна Никитина. Она рассказала об уникальной юбилейной монографии «Концертмейстеры Московской консерватории», которая сейчас готовится к изданию. Большой интерес у слушателей и участников занятий вызвали 7 выпусков учебного пособия «Искусство концертмейстера. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера» под редакцией В. Н. Чачавы. Эти сборники были предоставлены Фондом Елены Образцовой, с которым Гильдия сотрудничает уже несколько лет. Неизменным вниманием на всех Школах пользуются DVD с записями открытых уроков и мастер-классов прошедших концертмейстерских курсов, начиная с 2007 года. 70 DVD вместе с отснятыми занятиями 2016 года — бесценный дар! Интерес вызвал также выпущенный Гильдией в прошлом году сборник материалов конференции, прошедшей на Школе концертмейстерского мастерства 2014 года «Искусство пианиста-концертмейстера. Теория и практика». Благодаря творческим связям Гильдии пианистов-концертмейстеров с московским салоном пианино и роялей Kawai слушатели и участники смогли не только ознакомиться с каталогами продукции фирмы, но и увезти их с собой.

Благодаря многолетнему сотрудничеству с компанией «Арт-Центр плюс. Все фестивали на одном портале», все семь дней Школы организаторы обладали эксклюзивным правом оформления льготной подписки на газету «Музыкальный Клондайк», которую «Арт-Центр» издает с 2002 года. 17 подписок уехали в Якутск и Сургут, Симферополь и Саратов, Ярославль, Нижневартовск и другие города России. А самые активные участники и слушатели получили годовую подписку в подарок! По итогам Школы состоялся «круглый стол», на котором участники обсудили профессиональные вопросы, написали свои впечатления в «Книге отзывов» Гильдии и предложили темы для будущих занятий Школы концертмейстерского мастерства.

Заключительным аккордом «Школы концертмейстерского мастерства» стало торжественное вручение новым членам Гильдии членских билетов, а участникам мастер-классов и слушателям Школы — Свидетельств Гильдии пианистов-концертмейстеров. Приятный сюрприз подготовили участники и слушатели Школы организаторам — благодарственное письмо на имя ректора МГК им. П. И. Чайковского профессора А. С. Соколова за подписью 76 человек. В заключение приведём две цитаты из этого письма: «Мы хотим от всей души поблагодарить руководство МГК за содействие в проведении Школы концертмейстерского мастерства». «Недельный курс школы оказывается удивительно плодотворным и профессионально насыщенным. Мы фактически живём из года в год ожиданием этого события как чуда и времени полного погружения в специальность!»

Ольга БЕР
Фото Дмитрия ЕЛЬШЕВИЧА
Музыкальный клондайк № 3 март 2016 стр. 12
http://muzklondike.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору