Shushan-квартет: новые имена

Добавлено 10 февраля 2014

Струнный квартет «Shushan», Малый зал Санкт-Петербургской филармонии

24 января в Малом зале филармонии выступал совсем еще молодой коллектив — квартет «Shushan» в составе Шушан Шамирян (1-я скрипка), Александра Хирного (2-я скрипка), Виктора Рогатина (альт), Ярослава Георгиева (виолончель). Созданный в 2011 году, квартет сегодня — уже обладатель первой премии Международного конкурса камерной музыки им. В. Овчарека, а в его ближайших планах — поездка на молодежный конкурс в Зальцбург.

Название как нельзя лучше подходит коллективу: «шушан» в переводе — «лилия». Квартету свойственно изящество музыкальных решений, чрезвычайно теплый общий тон звучания. Необходимо отметить также продолжение музыкантами лучших традиций «танеевцев» (их педагог в квартетном классе консерватории — профессор И. И. Левинзон, виолончелист Квартета имени С. И. Танеева). Игру молодых музыкантов отличают безупречная слаженность, единое дыхание всего ансамбля, выверенный звуковой баланс.

Программа была составлена по привычной, накатанной схеме: классика, романтизм, классика XX века, авангард. Такой подход позволяет показать владение разными стилями, продемонстрировать тембровое богатство ансамбля. В то же время он требует от коллектива умения «подать» каждого композитора в новом ключе.

Игривым, легким был Гайдновский квартет соль мажор. По-юношески светлый, наполненный струящимися пассажами, он, пожалуй, более всего соответствовал всему облику музыкантов. Порой хотелось лишь чуть более упругих акцентов. Контраст ему составил Седьмой квартет Шостаковича — сумрачно-мистический, весь словно приглушенный, звучащий как бы вполголоса — с внезапной смятенной фугой в финале, наполненной сумасшедшей — до мурашек — энергетикой. И с тихим надломом эпилога, вобравшего в себя все основные темы цикла.

Во втором отделении прозвучали 12 микролюдий для струнного квартета Дьердя Куртага и Первый квартет Брамса. Контраст был вынесен на уровень формы. Предельная сжатость, насыщенность микролюдий требовала особенной концентрации. Успеть сказать все, уложиться в своего рода музыкальный афоризм — лишь «дотронуться» до сознания слушателя и переключиться на другой материал — новый прием.

Квартет Брамса прозвучал как возвращение к классической форме, но уже с широким дыханием, романтической многословностью, сочной многослойной фактурой. Здесь молодым музыкантам явно недоставало открытости высказывания, более яркого собственного голоса.

Слушатели не хотели отпускать артистов, и достойным завершением вечера стала хрупкая Серенада из фа-мажорного квартета Гайдна.

Можно поздравить петербургских любителей камерной музыки: в городе вновь появился достойный высокой сцены камерный состав. Но вот надолго ли он останется здесь — в Петербурге, в России?..

Евгения ХАЗДАН
http://www.nstar-spb.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору