Симфонический оркестр им. Чайковского с успехом вернулся на лондонскую сцену

Добавлено 11 октября 2016

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Владимир Федосеев © Артем Геодакян/ТАСС
Концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского прошел в понедельник в британской столице с аншлагом и долгими овациями. Взыскательная лондонская публика, заполнившая зал Cadogan Hall, очень тепло встретила коллектив под управлением Владимира Федосеева. Оркестр прибыл в Великобританию в рамках турне, проходящего в год 60-летия начала плодотворного творческого сотрудничества между английскими и советскими, а затем и российскими музыкантами.

Фирменная программа

В программе вечера были Половецкие пляски Александра Бородина (1833—1887 гг.) из оперы «Князь Игорь» и два произведения Чайковского (1840—1893 гг.) из «фирменного» репертуара созданного в 1930 году оркестра — Концерт для фортепьяно с оркестром № 1 и Симфония № 6 «Патетическая».

На бис оркестр исполнил вальс Георгия Свиридова (1915—1998 гг.), Испанский танец из балета «Лебединое озеро» Чайковского. Финальным аккордом оркестр Федосеева сделал реверанс в сторону британских ценителей музыки, исполнив вариацию из «Энигмы» британского композитора Эдуарда Элгара (1857—1934 гг.).

Британский экзамен оркестра

«Мы всегда дорожим поездками в Англию, потому что это родина симфонизма, прекрасных симфонических оркестров, удивительных симфонических экспериментов. Мы очень ответственны в этом отношении, потому что сама публика очень образована, она отлично знает, куда идет и хорошо знает классику», — рассказал корреспонденту ТАСС 84-летний маэстро.

Федосеев, возглавляющий оркестр с 1974 года, признался, что каждый воспринимает гастроли в Великобритании как экзамен, прежде всего, для новичков коллектива. «Пребывание в Англии — это наш очередной экзамен, потому что к нам приходит много молодых людей, и для них эта поездка — настоящая школа», — сказал дирижер.

Музыка как ответ политикам

Федосеев отметил, что непростые отношения между Москвой и Лондоном, находящиеся в настоящий момент на самом низком уровне за последние десятилетия, не оказывают негативного влияния на интерес к творчеству оркестра. «Сложные политические отношения — мы, к счастью, не чувствуем разницу в политических отношениях, потому что музыка всегда одерживает верх — она закрывает не дырки, которые есть в политике, поэтому мы в этом отношении спокойны, — сказал он. — Как задался вопросом Николай Васильевич Гоголь: „Что бы было, если бы музыка нас оставила?“ Может быть, англичане знают это выражение».

Овации пианисту Колесникову

С большим восторгом зрители встретили выступление молодого российского пианиста Павла Колесникова. Впрочем, многие в Лондоне уже считают своим родившегося в Новосибирске в 1989 году музыканта. Выпускник 2012 года Московской консерватории Колесников продолжил обучение в лондонском Королевском колледже музыки (Royal College of Music), который закончил несколько месяцев назад. За последние несколько лет, выиграв престижный конкурс имени Эстер Хоненс (Honens International Piano Competition) в Канаде, он приобрел известность в Великобритании, успев поиграть со всеми оркестрами «Би-би-си», став частым гостем на британских фестивалях, на радио.

«Я впервые играю с Владимиром Ивановичем. Очень давно хотел сделать это. Это замечательная, выдающаяся личность. Мне было всегда интересно узнать, какую энергию он транслирует», — сообщил в разговоре с ТАСС Колесников.

Ответ на этот вопрос пианист получил во время концерта во вмещающем почти тысячу зрителей Cadogan Hall. «У Владимира Ивановича оказалась очень мягкая, теплая, по-настоящему очень человеческая, интенсивная энергия, и мне это очень понравилось, было очень интересно с этим соприкоснуться, научиться чему-то новому, получить редкий опыт. Был бы счастлив, чтобы с этим оркестром у меня что-то сложилось еще в будущем», — сказал Колесников.

Его исполнение Концерта № 1 Чайковского настолько очаровало британцев, что они долго не отпускали музыканта. «Он великолепен, он — самый лучший, а уж поверьте мне, в пианистах я разбираюсь», — восторженно сказала ТАСС одна из зрительниц, которая не переставала кричать «браво», аплодируя стоя. «У меня уж сложилось свое представление Концерта № 1, и сегодня (в понедельник — прим. ТАСС) с первой же репетиции я не чувствовал никакого дискомфорта, и, хотя многие вещи были для меня неожиданными, я чувствовал связь, диалог со всем коллективом», — признался Колесников.

Гастроли продолжаются

Помимо Лондона оркестр имени Чайковского выступит еще в 13 британских городах, в том числе в Бирмингеме, Суонси, Кентербери, Ковентри, Бристоле, Шеффилде, Эдинбурге. 24 октября коллектив продолжит тур в Китае, где покажет свое мастерство в Пекине, Тяньцзине, Шэньяне, Шанхае, Нанкине, Ухане. Всего за 36 дней оркестр даст 30 концертов, причем в некоторые дни выступит по два раза — днем и вечером.

Немного истории

В свое время Владимир Федосеев стоял за пультом лондонского Королевского симфонического оркестра, а Большим симфоническим управляли Ховард Гриффитс и Дитфрид Бернет. Но началось творческое взаимодействие не с гастролей и даже не с приглашений английских солистов. В марте 1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт исключительно английской музыки, в котором наряду с исполнявшимися ранее Большим симфоническим оркестром произведениями впервые в СССР прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром британского композитора Артура Блисса (1891—1975 гг.). В Англию оркестр выехал спустя десять лет в 1966 году, с тех пор стал в Великобритании частым гостем ее концертных залов.

Илья Дмитрячев


tass.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору