«Современная музыка» как предтеча Сахаровского фестиваля

Добавлено 13 апреля 2014

Нижегородская филармония, Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова

Д. Д. Шостакович на I фестивале «Современная музыка» в г. Горьком
Музыка как начало, объединяющее человечество, — эта мысль легла когда-то в основу организации международного фестиваля искусств имени А. Сахарова «Русское искусство и мир». Не случайно идея этого фестиваля, проводимого Нижегородской филармонией с 1992 года, родилась именно в нашем городе. Третий после Москвы и Санкт-Петербурга город России, Нижний Новгород — это крупнейший центр просвещения, науки, культуры.

Филармония накануне I фестиваля «Современная музыка» (1962)
Музыкальная история Нижнего Новгорода, Горького и вновь Нижнего Новгорода исчисляется целыми эпохами, имеет более чем 140-летнюю продолжительность. Прославленная в будущем филармония была создана в 1937 году, а в 1962-м в «закрытом» тогда городе Горьком впервые прошел фестиваль «Современная музыка». Авторами, инициаторами и организаторами этого события были М. Л. Ростропович, И. Б. Гусман и Г. П. Никитин. Первый фестиваль, как и все последующие, проводимые с 1962 по 1989 год, стали возрождением прекрасных традиций некогда знаменитых музыкальных сезонов Нижегородской ярмарки. Это был первый в Советском Союзе фестиваль, настоящее событие в жизни страны — и культурное, и политическое. С тех пор и Мстислав Ростропович, и многие музыканты мирового уровня стали у нас постоянными гостями. А для некоторых первое выступление в Горьком становилось началом успешной творческой жизни. Так, знаменитые теперь на весь мир «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова сыграли свой первый концерт в 1989 году именно у нас.

В разгар «оттепели», во время первого фестиваля в июне 1962 года, публика впервые открыла для себя многие страницы отечественной и зарубежной музыки ХХ века, горячо аплодируя оркестрам Московской филармонии во главе с К. Кондрашиным и Нижегородскому симфоническому, Я. Флиеру, Г. Вишневской, В. Клиберну, М. Ростроповичу и многим другим.

Не все из десяти форумов «Современная музыка» были равнозначны, но еще два из них стали событиями мирового значения: второй фестиваль 1964 года, посвященный творчеству Д. Д. Шостаковича, до сих пор единственный, представивший его музыку в столь грандиозном объеме, и десятый 1989 года, целиком отданный музыке А. Г. Шнитке.

I фестиваль «Современная музыка». В. Клиберн, К. Кондрашин на концерте в ДК Автозавода
Международные фестивали искусств имени А. Сахарова, продолжая развитие этих традиций и расширяя географические и жанровые масштабы фестиваля, утвердили принципиально новую концепцию, созвучную демократическим преобразованиям России последних лет. Духовным ориентиром этой концепции стали идеи и нравственные позиции великого гуманиста и подвижника А. Д. Сахарова, с тревогой предупреждавшего, что разобщенность человечества может привести к глобальной катастрофе, что миру необходимо единение, взаимопонимание, свободный обмен информацией. Вот почему Сахаровский фестиваль провозгласил своим девизом «Русское искусство и мир» — идею неразрывной целостности отечественной и мировой культуры.

Так, во многом благодаря самой возможности фестиваля «Современная музыка» на нашей земле была открыта дорога и Сахаровскому фестивалю. Современная музыка, звучавшая в нашем городе во второй половине XX века, стала настоящим прорывом, отказом от предубеждений прошлого.

«СТОЛИЦА НИЖНИЙ»
АПРЕЛЬ 2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору