Сразу три премьеры Филипа Гласса сыграл на «Т Фестивале» Мэтт Хаймовиц

Добавлено 05 декабря 2018 vpotapova81

Александр Князев (виолончель, орган), Алексей Володин (фортепиано), Борис Березовский (фортепиано), Юрий Башмет (альт, дирижер)

Знаменитый виолончелист Мэтт Хаймовиц (Израиль/США/Канада) завершил «Т Фестиваль» в Новой Третьяковке тремя российскими премьерами композитора Филипа Гласса.

Незапланированный ранее концерт «Hommage à» прошел 1 декабря 2018 года в рамках «Т Фестиваля», большого кросскультурного проекта, объединившего академическую музыку, поэзию и живопись. В рамках фестиваля уже выступили скрипач Кристоф Барати (Венгрия), солисты Музыкальной Академии Кронберг (Германия), виолончелист Александр Князев, пианисты Борис Березовский и Алексей Володин, альтист Юрий Башмет и его ансамбль «Солисты Москвы», Квартет имени Бородина, а также актеры Александр Филиппенко, Игорь Ясулович и Анастасия Пронина. Фестиваль должен был закончиться 24 ноября концертом «Intimate letters», но появилась идея сделать еще один праздничный концерт, пригласив в Москву знаменитого виолончелиста Мэтта Хаймовица.

Мэтт Хаймовиц (Matt Haimovitz, 03.12.1970) — выдающийся виолончелист, музыкальный пионер. В 5-летнем возрасте из Израиля он переехал с родителями в США, где начал обучаться игре на инструменте. Уже в 12-летнем возрасте талантливого музыканта заметил великий скрипач и дирижер Ицхак Перельман, и предложил учиться у Леонарда Роуза в Джульярдской школе. Роуз называл Хаймовица «вероятно, величайшим талантом, которого я когда-либо учил», выделяя его «потрясающе красивый тон» и «необычное чувство стиля и музыкальную чувствительность». Окончив Джульярд, Мэтт продолжил учиться в Гарварде вместе с Рональдом Леонардо и Йо-Йо Ма.

Первое выступление Мэтта Хаймовица состоялось в феврале 1985 года с Израильским симфоническим оркестром п/у Зубина Мета, и он имел огромный успех. Последовал тур по Америке. В том же году Хаймовиц был награжден грантом Avery Fisher Career Grant за исключительные музыкальные достижения, став самым молодым музыкантом, получившим эту награду. В 1987 году он подписал контракт с Deutsche Grammophon, Мэтту тогда было 17. С этого момента Хаймовиц играл с крупнейшими оркестрами и дирижерами — Даниэль Баренбойм, Леонард Слаткин, Кент Нагано, Джеймс Левина, Зубин Мета и др. Хаймовиц дебютировал в Карнеги-холле, когда он заменил своего учителя, легендарного Леонарда Роуза, в Струнном квинтете Шуберта вместе с Исааком Стерном, Шломо Минцем, Пинхасом Цукерманом и Мстиславом Ростроповичем.

В 2006 году Хаймовиц получил премию «Концертная музыка» от ASCAP за пропаганду живых композиторов и новаторский дух, в 2004 году Американский музыкальный центр присудил премию за его вклад в американскую музыку. Он был удостоен Grand Prix Avery Fisher Career Grant (1986), Grand Prix du Disque (1991), Diapason d’Or (1991), и является первым виолончелистом, когда-либо получившим престижную премию Accademia Musicale Chigiana (1999).

Наиболее известен Мэтт Хаймовиц за исполнение новой музыки, поиск необычных возможностей исполнения великих композиторов и работу с действующими композиторами. В 2017 году Мэтт вместе с пианистом Кристофером O’Райли выпустил альбом русской музыки, где наряду с Шостаковичем и Прокофьевым записал свои версии Pussy Riot и битловской Back in the U.S.S.R. Он часто играет вместе с пианистом и композитором Филипом Глассом, и тот называет его своим любимым исполнителем.

Собственно, именно Филипа Гласса и приехал сыграть в Москву Мэтт Хаймовиц, захватив свою знаменитую виолончель работы 1710 года от Маттео Гоффриллера. В программе «Hommage à» были заявлены Партиты для виолончели соло, и изначально концерт выглядел скорее как презентация недавно выпущенного альбома Philip Glass: Partitas for Solo Cello (2017). Однако на деле получилось вовсе не так, иначе Хаймовиц не был бы Хаймовицем, дерзким экспериментатором.

Музыкант начал с премьеры: Увертюры к Баху Филипа Гласса. Более того, чтобы максимально раскрыть замысел Гласса, следом Хаймовиц сыграл и саму Первую сюиту соль мажор Иоганна Себастьяна Баха. Собственно, как это у него было записано на альбоме Overtures to Bach (2016). Интересна история этой идеи с «прелюдией». Раздобыв рукописную копию сюиты, сделанную второй женой Баха Анной Магдаленой, Хаймовиц попросил Гласса «ответить» Баху. Все остальные пять сюит тоже нашли свои «ответы». В концертном виде прелюдия Гласса звучит как некая протоплазма, заглушенные вскрики и вздохи, первовещество, из которого затем рождается гениальная мелодия соль мажорной сюиты Баха, и все те вскрики и вздохи обретают силу и голос.

Затем прозвучала обещанная Партита № 2 Филипа Гласса для виолончели соло. И это тоже российская премьера. Партиты для виолончели соло — одна из вершин зрелого периода в творчестве Филипа Гласса. Композитор с огромным пиететом и уважением относится к аналогичным сонатам Баха, но не отказывает себе в удовольствии структурировать и препарировать классика. Он минимизирует мелодическую щедрость Баха, расчленяет ее на такты узнаваемой окраски, и подобно диджею «сводит» их с разными динамическими и эмоциональными фильтрами. Мэтту Хаймовицу явно близок такой подход. Не зря он называл Баха предтечей всей современной музыки, включая русскую, латиноамериканскую, джаз и даже Джона Колтрейна. Как исполнитель, Мэтт Хаймовиц продемонстрировал отменный такт и изощренное мастерство.

И снова сюрприз. Корейский композитор Исан Юн (Isang Yun) и сюита Glissées для виолончели соло, написанная в 1970 году. Мэтт Хаймовиц взял микрофон и коротко, но прочувствованно рассказал о тяжелой судьбе композитора, которого пытали и приговорили к пожизненному заключению в Южной Корее, и лишь открытое петиция 200 известнейших артистов мира, включая Игоря Стравинского, Герберта фон Караяна, Карлхайнца Штокгаузена и др. помогло освободить композитора. Больше тот никогда до конца жизни не возвращался в родную Южную Корею.

У Мэтта Хаймовица Glissées записаны на только что вышедшем альбоме Sunrise Falling (2018), целиком состоящем из пьес Исан Юна. Идеей Юна было соединение традиционной корейской музыки с европейской авангардной музыкой. Отсюда много привычных для корейской музыки пиццикато, глиссандо, вибрато. Он называл свои композиции звуковыми плоскостями. Для любого европейского музыканта играть такую музыку непросто — корейские пиццикато даже технически отличаются от европейской техники пиццикато. Тем интереснее было слушать Мэтта Хаймовица, с закрытыми глазами вполне можно было бы вообразить, что играет корейский музыкант со своими необычными прищипываниями струн или сладковатыми глиссандо. Проделана огромная масштабная работа. И это большой труд для слушателей, не все из которых выдержали этот труд, увы.

И снова возвращение к такому основополагающему для Хаймовица Баху. Мэтт сыграл Прелюдию из Третьей виолончельной сюиты до мажор — свежо, со струящимся потоком воздуха, с огромным динамическим диапазоном, эмоционально, взахлеб, — будто очень хочется выговориться, и все это нужно сказать здесь и сейчас. Это был, наверное, самый трогательный момент всего концерта, по заслугам встреченный публикой жаркими аплодисментами. Долгая работа с современными композиторами дала Хаймовицу совершенно необычный, незамыленный взгляд и на Баха в том числе. Завершил он Прелюдию космического размаха каденцией невероятной красоты и мощи.

Игорь Райхельсон, арт-директор «Т Фестиваля», композитор и пианист: «Несколько месяцев назад, когда мы только обсуждали возможность фестиваля в стенах Третьяковской галереи, мы и не предполагали, что так все получится. Соберутся прекрасные музыканты, придет прекрасная публика. Спасибо вам. Надеемся, что на следующем фестивале нам удастся еще больше. Надеемся всех вас увидеть в следующем году на еще более грандиозном фестивале!»

Видеотрансляция концерта доступна здесь: frontend.vh.yandex.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору