Предстоящие мероприятия








Читайте на эту же тему






Старейшина иркутских кларнетистов

Добавлено 04 августа 2015

Денис Мацуев (фортепиано), Иркутская филармония

Георгий Бичевин играл в симфоническом оркестре филармонии со дня его основания

Старейший иркутский кларнетист Георгий Иванович Бичевин ушёл из жизни в минувшем году, накануне своего 85-летия. Этот человек прожил долгую жизнь, которая была неразрывно связана с музыкой. Бичевин был последним человеком, который мог с гордостью сказать о том, что играл в симфоническом оркестре Иркутской филармонии со дня его основания. Два года назад мною была записана беседа с музыкантом, и сегодня я познакомлю читателей с любопытными эпизодами, которые были рассказаны Георгием Ивановичем.

Георгий Бичевин с инструментом, который стал для него родным. Автор фото: из архива автора

Георгий Бичевин родился в селе Коновалове Балаганского района Иркутской области. Вскоре после его рождения семья перебралась в Иркутск. Ещё в детстве мальчик проявлял большую склонность к музыке, хотя семья была от искусства, казалось бы, далека. Когда началась война, отец будущего музыканта Иван Бичевин ушёл на фронт. А Георгий частенько пел в иркутских госпиталях для бойцов. В 1943 году в городе открылась школа музыкантских воспитанников. Туда через некоторое время и отдала Георгия Бичевина его мать. Она хотела, чтобы мальчик, предоставленный самому себе, привыкал к дисциплине. Да и музыкальные способности были налицо.

В школе музыкантских воспитанников Георгий Бичевин стал учиться игре на кларнете. Его педагогом был известный в городе музыкант — Исаак Гершевич. Между прочим, в создании школы музыкантских воспитанников этот ветеран музыкального сообщества принял самое активное участие. Несмотря на свой немалый возраст, он был энергичным человеком и находился в хорошей физической форме. Георгий Иванович вспоминал, что в школу его педагог ездил на велосипеде. Под руководством опытного музыканта юноша в совершенстве овладел кларнетом. В 1947 году Бичевин окончил школу. Это был второй выпуск с момента её открытия. По словам Георгия Ивановича, тех, кто окончил школу за год до этого, распределили по лучшим военным оркестрам Советского Союза. Зато тех, кто учился вместе с ним, распределили по различным местам, весьма удалённым от центра страны. Георгий после выпуска некоторое время играл в оркестре Театра юного зрителя. Руководил данным коллективом известный в городе дирижёр, педагог и композитор Павел Гоголев.

Потом Георгий Бичевин окончил иркутское музыкальное училище. Все необходимые навыки, как он отмечал, были получены в пору обучения у Гершевича. Требовалось лишь свидетельство о среднем образовании. Тем не менее юноше повезло совершенствовать своё мастерство в классе уже хорошо знакомого ему Павла Гоголева, обладавшего навыками игры на всех духовых инструментов деревянной группы. Ученики очень любили этого педагога, именуя его не иначе как «Пал Палычем». Георгий Иванович вспоминал этого музыканта с большой теплотой: «Образования никакого. Талант огромнейший. Он кларнетист, но я не слышал, как он играл на кларнете. Но он не играл потому, что был ранен на КВЖД куда-то в горло. Там он заработал орден Красного Знамени. И в афишах писали: „Дирижёр-орденоносец“. С детьми он очень любил работать. Он и в детской музыкальной школе, и в школе музыкантских воспитанников преподавал. Вот в центральной музыкальной школе он работал до конца своей жизни. Но самая главная его работа была — это ТЮЗ. Все музыканты, которые играли в оркестре ТЮЗа, проходили через школу, через училище. И Пал Палыч говорит: „Ладно, поработай здесь, приобщайся“. Вот и я тоже в 1947 году в ТЮЗе начинал работать. Я интересовался: „Пал Палыч, а почему вы в консерваторию поступать не пробовали?“. Он говорит: „А чего мне… Ездил я в консерваторию“. По-моему, в Свердловскую он ездил. А ему сказали: „Вам здесь делать нечего“. Чему учить-то его?! По сути образование у него было такое, что выше некуда. Ведь он теоретические дисциплины изучал у самой Евгении Городецкой, просто свидетельств об окончании музыкальных заведений не имел».

Нельзя не упомянуть, что весной 1953 года по приказу из Москвы были распущены музыкальные коллективы, работавшие при различных радиокомитетах страны. В Иркутске же именно радиокомитет долгие годы был центром музыкальной жизни. На его базе существовал симфонический оркестр. И вот коллектив прекратил своё существование. В городе остались только оркестр театра музыкальной комедии, а также оркестры при ресторанах и кинотеатрах. Также набирались небольшие оркестры для оформления некоторых постановок ТЮЗа и драматического театра. Именно в последней организации, где дирижёром оркестра был тогда Василий Патрушев, и стал играть Георгий Иванович после демобилизации. Вот что он рассказывал об этом коллективе: «Патрушев был музыкальным руководителем драмтеатра. Я демобилизовался в 1953 году, и он меня пригласил в театр. Там был небольшой оркестр. Вот виолончелист Валентин Тихонов сидел там, я сидел, потом был такой Михаил Ваховский, отличнейший музыкант. На ударных инструментах сидел дед Дениса Мацуева — Гомельский». Помимо этого, Георгий Бичевин играл ещё в одном коллективе — эстрадном оркестре Иркутского государственного университета. В составе коллектива находились музыкально одарённые студенты, но интересно, что иногда к работе привлекались молодые музыканты, не имевшие никакого отношения к данному вузу. Так попал в этот оркестр и Бичевин.

Но особо стоит отметить, что Георгий Бичевин стал создателем эстрадного ансамбля Иркутской филармонии. Его состав время от времени менялся. Иногда музыканты выступали в виде квартета, иногда в виде квинтета. В числе музыкантов, игравших в этом коллективе, был виолончелист Валентин Тихонов. Эстрадный ансамбль пользовался успехом. Коллектив этот создали в 1955 году по предложению известного в городе музыковеда Елены Савинцевой, которая была художественным руководителем филармонии. Вот что рассказывал Георгий Иванович: «Она меня встретила и говорит: „Ты можешь это сделать?“. Я говорю: „Могу“. Сделал. Вначале квартет. В те годы моден был такой квартет: кларнет, гитара, аккордеон, контрабас. Мы же сделали: кларнет, саксофон, контрабас… и ударника позвали! Потом выступали в таком составе: кларнет, контрабас, ударник, труба и рояль. Сделали программу. Но ансамбль вскоре распался. А потом в течение нескольких лет заново собирали ансамбли уже иного состава, играли „танцульки“ перед концертом и после. Вот и Тихонов у нас в таких ансамблях играл».

И всё же, представляя картину музыкальной жизни города в данный период, легко понять, насколько бедна она стала после роспуска симфонического оркестра радио. Василий Патрушев, в прошлом дирижёр этого коллектива и руководитель камерного хора радиокомитета, являясь огромным энтузиастом музыкального просветительства, не мог смириться с таким положением вещей. Поэтому он стал устраивать симфонические концерты, собирая оставшихся в городе музыкантов, убеждая их ни в коем случае не покидать Иркутска. Вскоре Патрушева назначили художественным руководителем филармонии. И в 1956 году он создал на базе данного учреждения нештатный симфонический оркестр. Одним из его участников стал Бичевин. Коллектив работал над ответственными программами. С ним выступил ряд крупных гастролёров.

Юридическое и финансовое положение симфонического оркестра было неважным, поэтому Патрушев всеми силами старался добиться того, чтобы оркестр филармонии стал штатным. В 1957 году в Иркутск на гастроли приехал Дмитрий Кабалевский, выступивший с нештатным оркестром в качестве дирижёра. Музыканты обратились к нему за помощью: композитор имел большие связи в Министерстве культуры и мог инициировать выход приказа о создании штатного симфонического коллектива при Иркутской филармонии. Так и произошло. Кабалевский сделал всё, что было в его силах. И осенью 1958 года при филармонии начали комплектовать штатный симфонический оркестр. Дирижёрами коллектива стали выпускники столичных консерваторий Игорь Соколов и Юрий Перцев. В январе 1959 года прошёл первый концерт вновь сформированного коллектива. Так началась история всем нам хорошо известного симфонического оркестра Иркутской филармонии…

Георгий Иванович хорошо помнил годы становления коллектива и многие интересные эпизоды. Он рассказывал, что в духовой группе, где он играл, практически не было музыкантов с консерваторским образованием, однако исполнительский уровень был очень высок. Вот что вспоминал музыкант: «У нас все духовики были самоделки, то есть выпускники местных музыкальных заведений. Вот был такой Ваховский, валторнист. Так он играл на валторне так, что заслушаешься. Или тромбонист Гена Поздняков. Он со мной вместе учился в школе, но по ударным инструментам. Потом бросил эти ударные инструменты, стал тромбонистом. Такие фокусы выделывал! Он великолепно играл один из вальсов Шопена. Казалось, никто, кроме него, такого не мог. Или вот был у нас трубач Иннокентий Козлякин. Его даже похвалил известнейший симфонический дирижёр Константин Иванов, приезжавший к нам на гастроли. Маститый дирижёр сказал: «Таких, как вы, Иннокентий Георгиевич, стоит показывать в Москве, чтоб знали, как необходимо играть».

Когда мы познакомились с Георгием Ивановичем, в Иркутске уже не было никого, кто, подобно ему, играл бы в симфоническом оркестре со дня основания. Потому-то он мог рассказать о том, что уже вряд ли кому-то нынче известно. И вот один наглядный пример. При работе с лентами из фондов областного радио мной была найдена загадочная плёнка. Она была прислана в 1963 году из Москвы. Однако на ней был записан симфонический оркестр Иркутской филармонии, исполняющий «Выход воинов и Чёрного вихря» из балета Бау Ямпилова и Льва Книппера «Красавица Ангара». Я поинтересовался, что это за плёнка. Георгий Иванович, к моему удивлению, дал развёрнутое пояснение: «Приехала московская бригада, которая делает архивные записи. Тогда бурятскую музыку вообще записывали специально для Москвы. И записывали не в филармонии. Искали помещение, акустически пригодное. И в Иркутске-II записывали эту музыку в Доме культуры. Потом раздали нам денежки и уехали в Москву».

В симфоническом оркестре, ныне носящем титул Губернаторского, Георгий Бичевин играл до 1980 года. Вероятно, он мог бы работать и дольше, однако считалось, что исполнительская деятельность духовиков не может продолжаться более 25 лет. Надо заметить, что параллельно с работой в оркестре он вёл активную педагогическую деятельность. Вначале работал в школе музыкантских воспитанников, а с 1964 года — в Иркутском училище искусств, в состав которого в это время вошло музыкальное училище. Впоследствии оно вновь стало существовать как отдельное учебное заведение. Здесь Георгий Иванович проработал долгие годы, воспитав немало ярких музыкантов. Он ушёл на пенсию лишь несколько лет назад. Память о старейшине иркутских кларнетистов ещё долго будет сохраняться в музыкальном сообществе нашего города.

Автор: Иван Колокольников
www.vsp.ru

И. Колокольников (автор):
Не очень понимаю, с какой целью уважаемая редакция посчитала нужным внести коррективы в первые фразы моей статьи. Вместо того, что Георгий Иванович ушел из жизни «не так давно» было вставлено, что его не стало в минувшем году. Между тем, он ушел из жизни в апреле текущего, 2015 года.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору