Свои записи слушаю редко

Добавлено 08 декабря 2017

Валерий Гергиев (дирижер), Санкт-Петербургская академическая филармония

XVIII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в Санкт-Петербурге с 14 по 24 декабря. В преддверии фестиваля выдающийся пианист Евгений Кисин рассказал «РГ» о том, как все время находить новое в заигранных произведениях и в чем счастье жизни и гармония мира.

Когда был Женя маленький… Из пионера-вундеркинда Кисин превратился в великого пианиста. Фото: Чумичев Александр/Фотохроника ТАСС

В программе вашего сольного концерта на фестивале «Площадь Искусств» будут те же сочинения Бетховена и Рахманинова, которые вы минувшей осенью исполнили в Москве в Большом зале консерватории. Как не «заиграть» то, что исполняешь много лет?

Евгений Кисин: Пианист Владимир Софроницкий говорил, что самое главное в искусстве исполнителя — это, во-первых, никогда не знать покоя, всегда желать сыграть еще лучше, а во-вторых, не утратить чувства благоговения. Думаю, что это и есть наилучший способ сохранить свежесть восприятия и исполнения музыки. Второй фортепианный концерт Рахманинова, который прозвучит на открытии фестиваля, я готов играть всю жизнь. А в Двадцать девятой сонате Бетховена в жизнеутверждающей фуге, идущей после трагичнейшей Третьей части, лично я слышу постоянную и неукротимую бетховенскую решимость не сдаваться, несмотря ни на что, «схватить судьбу за глотку». Ко времени написания этой сонаты, которую называют «Хаммерклавир», Бетховен уже почти полностью оглох, к тому же испытывал материальные трудности. Свою работу над этой сонатой я начал именно с этой фуги, потому что знал, какая она трудная.

Дирижеры, с которыми вы работаете, например, Юрий Темирканов, помогают открыть новое в понимании музыки?

Евгений Кисин: Да, безусловно. Никогда не забуду прекрасного исполнения Юрием Хатуевичем рахманиновских «Симфонических танцев», благодаря которому я полюбил это произведение. А музыканты во время репетиций понимают друг друга без лишних слов. Кстати, одно из проявлений дирижерского мастерства — это немногословность во время репетиций, потому что настоящие дирижеры все показывают руками и лишь в редких случаях прибегают к помощи слов. Хотя могу свидетельствовать, что в дружеском общении Юрий Хатуевич отнюдь не страдает немногословностью.

Делитесь опытом с новыми поколениями исполнителей?

Евгений Кисин: Время от времени ко мне обращаются разные молодые пианисты с просьбой послушать их, и я охотно это делаю. Когда человек хорошо играет, с ним приятно и интересно заниматься. Те молодые, кого иногда доводится слушать, настолько разные, что я, честно говоря, не вижу какой-либо общей тенденции в развитии фортепианного искусства.

Недавно стало известно, что Валерий Гергиев станет дирижером фестивального оркестра в Вербье. Как вам эта новость?

Евгений Кисин: Я уже очень давно не играл с Валерием Гергиевым, поэтому отнесся к новости без эмоций. Мы много общались и очень хорошо работали вместе в 1987/88 годах в Ленинграде, Японии, Германии, Англии, Франции, а после этого — лишь однажды в 1997 году. Очень люблю фестиваль в Вербье — это живописнейшее место, там свежайший воздух. Там, кстати, можно останавливаться и в гостиницах, и в частных квартирах и шале, поэтому музыканты могут приезжать туда с семьями надолго, совмещая работу с отдыхом.

Мне не приходилось «искать гармонию» в мире: несмотря на все зло, есть и очень много прекрасного

Доводилось вам выступать с безвременно ушедшим Дмитрием Хворостовским?

Евгений Кисин: Да, у нас было небольшое турне в 2008 году — Франкфурт, Мюнхен, Париж и Лондон. Мы исполняли романсы Чайковского, Рахманинова и Николая Метнера. Лондонский концерт записывался на видео — как раз на днях мне написал мой тамошний импресарио, сообщил, что, оказывается, Дима незадолго до кончины выражал желание выпустить эту запись. Конечно, я согласился. Я всегда очень любил и уважал его.

У вас эксклюзивный контракт с рекорд-лейблом Deutsche Grammophon, с коорым вы возобновили сотрудничество после определенного перерыва. Насколько вообще для вас важны записи?

Евгений Кисин: Важны: именно благодаря им наше искусство остается после того, как мы уйдем. Но свои записи я слушаю очень редко. Других исполнителей — не только пианистов, разумеется — слушаю постоянно. Я записываюсь не для заработка и не для рекламы, а исключительно из творческих соображений. Предпочтение же отдаю концертным, а не студийным записям: в присутствии слушателей играю, как правило, лучше.

Есть среди живущих композитор, чью музыку хотелось бы исполнить? К кому из композиторов XX века вы присматриваетесь?

Евгений Кисин: Я не присматриваюсь, просто еще руки не дошли. Но обязательно буду играть и Равеля, и Мясковского, чья фортепианная музыка (и вокальная, кстати, тоже) в наше время незаслуженно забыта и нуждается в возрождении. И Шимановского — последнего романтика! И Мессиана, чей «Квартет на конец времени» мы с музыкантами из Квартета Копельмана решили сыграть в 2021 году. Недавно я включил в репертуар Второй концерт Бартока — самый технически трудный из всех фортепианных концертов. Я решил его выучить и сыграть поскорее, пока мне не исполнилось пятидесяти и есть достаточно сил. В будущем я буду играть и замечательный лирический Третий концерт Бартока. Из сольных произведений для фортепиано Шостаковича мне еще ничего не доводилось исполнять. Я играл только Первый концерт, виолончельную сонату и альтовую сонату Шостаковича, а в будущем году осуществится моя давнишняя мечта: я исполню его гениальное ми-минорное Трио. Шостакович всегда был одним из самых близких мне композиторов, и я непременно буду играть и его Вторую сонату, и некоторые из прелюдий и фуг.

После долгих лет холостяцкой жизни как вам живется в статусе женатого?

Евгений Кисин: Дело не в официальном статусе, а в том, чтобы обрести свою вторую половину. Это самое большое счастье, какое только может быть на свете! Несколько лет назад, когда мы еще не были официально женаты, но уже были вместе, я написал об этом стихи под названием «Читая Экклезиаста».

Стихи — это еще один путь поиска гармонии в мире?

Евгений Кисин: Как искать гармонию — это ведь зависит от каждого конкретного человека. Мне лично никогда не приходилось специально «искать гармонию», потому что, несмотря на все зло, в мире очень много и прекрасного. А что касается нынешней ситуации в мире, то в истории человечества бывали не менее опасные времена, и историческая практика показывает, что, в конце концов, инстинкт самосохранения в человечестве побеждает. К сожалению, эти победы сопровождаются очень большим числом жертв. Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать по этому поводу.

Полное фестиваля «Площадь искусств»

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору