Театр имени Наталии Сац представляет 22 марта 2015 года уникальную постановку — оперу «Женитьба» Александра Гречанинова

Добавлено 17 марта 2015

Московский государственный академический Театр имени Наталии Сац представляет:
К 80-летию дирижёра Леопольда ГЕРШКОВИЧА
22 марта, начало в 18.00
Малая сцена
«ЖЕНИТЬБА»
Опера А.Гречанинова по сюжету Н.Гоголя
ПРЕМЬЕРА СИМФОНИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ

Театр имени Наталии Сац представляет уникальную постановку — оперу «Женитьба» Александра Гречанинова. Партитура «Женитьбы» по праву признана подлинным музыкальным раритетом — ноты этого, одного из последних сочинений Гречанинова долго считались утерянными, и своё сценическое воплощение опера получила благодаря исследованиям дирижёра Театра имени Н.Сац Леопольда Гершковича, 80-летию которого посвящена премьера. Первое сценическое воплощение опера получила на Малой сцене Театра Сац в апреле 2009 года, но тогда опера исполнялась в сопровождении фортепиано, потому что симфоническая партитура к тому времени еще не была восстановлена. Сейчас работа по расшифровке сохранившихся записей нотного материала завершена, и теперь, с фактом реконструкции симфонической партитуры, можно говорить о полноценном сценическом воплощении редкой оперы Гречанинова.

Опера «Женитьба» на сюжет Н.Гоголя была завершена Александром Гречаниновым в 1946-м году в Нью-Йорке, когда композитору исполнилось 82 года. Но, не смотря на столь солидный возраст, музыка оперы звучит необычайно ново и свежо.

Впервые опера была исполнена в 1948-м, на музыкальном фестивале в английском городе Беркшир. В 1850-м году «Женитьба» была поставлена в Русском оперном театре в Париже. К сожалению, партитура и оркестровые голоса были впоследствии утеряны. Очевидно поэтому в России опера ни разу не ставилась.

Но было известно, что еще после премьеры в 1946-м, Гречанинов отправил один экземпляр клавира с пометками в Москву, для прослушивания с друзьями. И несколько лет назад благодаря помощи ведущих сотрудников музея имени Глинки М. Т. Рахмановой, О. М. Томпановой и профессора АХИ Ю. И. Паисова удалось сделать ксерокопию с авторского клавира, а потом и напечатать его. Редактуру написанного от руки материала, расшифровку нечётко написанных фрагментов, сокращения, позволяющие более динамично выстроить драматургию при постановке, — всё это сделал дирижёр Театра имени Наталии Сац Леопольд Абрамович Гершкович. Маэстро стал инициатором и музыкальным руководителем постановки «Женитьбы» на Малой сцене Театра имени Наталии Сац, которая состоялась 25 апреля 2009 года. В канун 80-летия дирижёра именно эта опера, возродившаяся благодаря исследованиям и постановке маэстро, завершает фестиваль, посвященный юбилею дирижёра.

Заслуженный деятель искусств России Леопольд Абрамович Гершкович в 1957 г. окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского, в 1963 г. — аспирантуру. Еще во время учебы работал хормейстером и дирижером в Музыкальном драматическом театре в городе Красноярске, а по окончании Консерватории стал главным дирижером Московской гастрольной оперы Росконцерта. В 1967 году пришел в наш театр и остается верен ему всю жизнь.

— Опера «Женитьба» — интереснейшая и очень колоритная партитура Гречанинова. Она стала практически музыкальным завещанием композитора. В опере использована система лейтмотивов, благодаря которой каждый герой получает яркую характеристику, умело и тонко в ткань вкрапливаются элементы русского фольклора, — рассказывает Л.Гершкович. — Так, в сцене, где Кочкарёв описывает будущую семейную жизнь Подколёсина, композитор использует мотив русской народной песни «Вдоль по Питерской», а в 3 картине в песне Агафьи Тихоновны слышны интонации народного причитания с характерным недоговариванием последнего слова.

Премьера оперы состоялась 25 апреля 2009 года и была приурочена 200-летию со дня рождения Н.Гоголя и 145-летию со дня рождения А.Гречанинова. Первоначально опера шла в сопровождении фортепиано. Но маэстро Л.Гершковича не оставляла мысль реконструировать партитуру оперы. По инициативе дирижёра был сделан запрос племяннику композитора, который проживал в США, однако и у наследников партитура не была обнаружена. В итоге, этот замысел осуществился совместно с главным дирижёром Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.Александрова Николаем Кирилловым. Он решился сделать оркестровку по имеющемуся клавиру и увлёк своей идеей маэстро Гершковича, который, прекрасно зная этот опус Гречанинова, выполнил редактуру симфонической версии. В так называемом «бетховенском» — малом составе симфонического оркестра по-новому заиграла и обогатилась выразительная мелодика этого оперного шедевра Гречанинова.

Премьера симфонической версии «Женитьбы» 22 марта завершает цикл постановок, посвящённых юбилею Леопольда Гершковича. В этот юбилейный ряд с 8 по 22 марта вошли: балет «Лебединое озеро» и «Синяя птица», оперы «Снежная королева» и «12 месяцев». Финалом ретроспективы юбилейных спектаклей М.Гершковича, 22 марта на Малой сцене Театра Сац, станет премьера симфонической версии камерной оперы «Женитьба» одного из последних русских композиторов-классиков — Александра Гречанинова. Режиссёр-постановщик спектакля А.Леонов, художник Анна Нежная.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору