Тембральные краски судьбы первого альта оркестра

Добавлено 21 апреля 2017

Камерный оркестр «La Primavera», Рустем Абязов (скрипка, дирижер, композитор), Никита Борисоглебский (скрипка), Юрий Башмет (альт, дирижер), Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан

В нынешнем мае Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан отмечает юбилей — 25 лет со времени создания. За эти годы коллектив менял названия — от оркестра телерадиокомпании «Шарк» до Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, «прописку» — от Дворца культуры Всероссийского общества слепых, концертного зала Уфимского училища искусств до Государственного концертного зала «Башкортостан», где НСО ныне и базируется. Сегодня за сезон оркестр даёт порядка ста концертов. На подготовку каждой программы уходит не одна репетиция…

…Многих артистов слушатели знают в лицо, с нетерпением ждут их сольных выступлений с оркестром. Это и понятно. Полюбившиеся музыканты, солисты НСО гарантируют успех событию.

Среди тех, кто трудится в коллективе практически со дня основания — Айгуль Муратова, одна из самых ярких альтисток региона, заслуженная артистка Республики Башкортостан. Из 23 лет работы в «симфонии», как музыканты любят называть оркестр, 17 лет Айгуль возглавляет группу альтов, которая на сегодняшний день считается одной из самых крепких и надёжных в оркестре. Об этом свидетельствуют восторженные отзывы приглашенных дирижёров и солистов. А совсем недавно произошел такой случай. В день концерта с выдающимся пианистом современности Борисом Березовским на генеральной репетиции солист объявил конкурс на денежный приз за лучшее исполнение соло в оркестре, а по окончании репетиции вручил его… группе альтов.

Айгуль — человек необыкновенного таланта и внутренней красоты. Рассказывая о ней, невозможно удержаться от восторженных эпитетов. Кажется, что все у нее получается легко, само собою. Композиторы посвящают ей свои опусы, известные музыканты характеризуют ее манеру игры как «интеллектуальную, с завораживающим артистизмом» (Рустем Абязов), «ярко темпераментную» (Георгий Капитонов), а приглашённые дирижёры, покоренные и вдохновленные игрой Айгуль, дарят ноты с подписью «Для любимой солистки», как, например, сделал маэстро из Ярославля Анатолий Оселков. Но только сама Айгуль знает, сколько труда удалось вложить в каждое произведение, исполняя Концерты для альта с оркестром Стамица, Бартока, Уолтона, «Итальянскую серенаду» Вольфа, «Фолию» Корелли-Тканова, «Адажио» Альбинони или альтовые соло в оркестре…

У нее были прекрасные учителя. В уфимской Средней специальной музыкальной школе (ныне — Средний специальный музыкальный колледж) она начинала свой путь в музыку в классах Дмитрия Неволина, Лилии Богомоловой и Гульнур Филимоновой. Наша героиня до сих пор с улыбкой вспоминает, как в 6-летнем возрасте на уроке скрипки у Дмитрия Ивановича получила свою первую «пятёрку», а в 8 — блестяще исполнила на скрипке незамысловатую пьесу в совместном концерте с родителями. С особой теплотой в голосе говорит она про детские годы, когда вместе с папой Раифом Сахаутдиновичем, талантливым баянистом и композитором, мамой Надимой Хазетдиновной, певицей, обладательницей лирического сопрано, и сестрой Гюзель — в общем, всей семьей разъезжали по районам Башкортостана, Татарстана, Узбекистана… О семейном ансамбле «Айгуль» теперь напоминают фотографии в домашнем архиве.

Айгуль могла стать известным композитором. Ведь первую песенку сочинила в возрасте 2 лет. Ну, а будучи четвероклассницей, удостоилась поощрительного приза на конкурсе за песню собственного сочинения «Счастливые дети Советской страны». Свой первый диплом композитора Айгуль получила в десятом классе ССМШ на Открытом республиканском конкурсе молодых исполнителей, где сыграла пьесу «Тема с вариациями» для альта с фортепиано. Да и сегодня продолжает сочинять. Делает для струнного квартета переложения народных мелодий. В 2003 году в Казани вышла в свет аудиокассета с песнями Айгуль на стихи башкирских и татарских поэтов в собственном исполнении. Автором аранжировок выступил Минивалей Сафин, известный уфимский музыкант.
После девятого класса преподаватели предложили Айгуль альт. Выпускные классы школы и годы учёбы в Уфимском государственном институте искусств прошли под чутким руководством доцента Гульнары Габделхаевны Назиуллиной, преподавателя по специальности и профессора Александра Абрамовича Шисмана, который вел класс струнного квартета. По признанию Айгуль, ей и сегодня очень приятно видеть любимых педагогов на своих выступлениях.

…В мае 1994 года в оркестр телерадиокомпании «Шарк» объявили прослушивание. Комиссия в составе главного дирижёра Тагира Таузяховича Камалова, председателя Союза композиторов Республики Башкортостан Рустэма Наримановича Сабитова и профессора Владимира Дмитриевича Зинова зачислила девушку в ряды артистов оркестра. Айгуль села за второй пульт, помощником концертмейстера. С 2000 года и по сей день Айгуль — концертмейстер группы альтов оркестра. Присматриваться друг к другу не пришлось: со многими из музыкантов группы — Гульшат Усмановой, Сашей Журавлёвым, Дианой Хисамовой, Виталием Земцовым, Варей Андрияновой и Таней Давыдовой — она дружит еще со студенчества. В группе альтов за годы работы сложились добрые традиции, например, поздравлять друг друга с днём рождения, радоваться успехам своих детей. Дочь Айгуль Нелли сегодня учится в третьем классе 13-й музыкальной школы имени Халика Заимова по классу фортепиано у Гульнары Зуфаровны Шадмоновой. В свои 10 лет Нелли является дипломантом двух конкурсов: Открытого городского «Музыкальные кружева» и Открытого конкурса исполнителей башкирской инструментальной музыки «От истоков к мастерству». А несколько дней назад на III Международном фестивале-конкурсе «Восходящие звёзды», проходившем в Уфе, Нелли стала лауреатом третьей степени в номинации «Инструментальный жанр».

Как и другим музыкантам, любимую работу пришлось совмещать с педагогической и исполнительской деятельностью. Пятикурсницей института искусств преподавала для студентов УГИИ и учащихся Средней специальной музыкальной школы. В перерывах между репетициями выступала в составе струнного квартета Союза композиторов нашей республики, популяризируя произведения башкирских авторов, исполняя классику.

Зачастую слушатели интересуются инструментом, на котором выступает Айгуль. Любопытно, что до 2015 года в ее руках звучал альт мастерской Василия Еремеева, который был подарен ещё родителями и стал своеобразным талисманом, приносящим удачу. Этот альт звучал в концертных залах Туниса, Испании и Швейцарии. С ним Айгуль стала лауреатом в номинациях «Альт» и «Квартет» Международного конкурса в болгарском Добриче в 2003 году, победителем Международного конкурса «Искусство XXI века» в Киеве в 2005-м, лауреатом Международного конкурса камерных ансамблей в городе Друскининкай в 2011-м. В октябре 2013 года в составе струнного квартета Anima Айгуль Муратова представляла Республику Башкортостан в Париже.
А летом 2014 года счастливый случай свёл ее с алтайским мастером Игорем Виолиным, чьи скрипки и альты звучат в разных уголках планеты. Услышав игру Айгуль, мастер почти даром предложил ей новый инструмент более сочного, концертного тембра, на котором она сейчас и играет.

В числе ярких событий последних лет Айгуль называет участие в VI Международном конкурсе альтистов Юрия Башмета, где в знаменитом Рахманиновском зале Московской государственной консерватории она играла два тура. По приглашению художественного руководителя и главного дирижёра камерного оркестра La Primavera Рустема Абязова Айгуль выступила в Казани. Вместе с известным итальянским скрипачом Доменико Нордио в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева они исполнили Концертную симфонию Моцарта.

Айгуль — музыкант ищущий, с большими планами и надеждами на будущее. Она считает себя счастливым человеком, ведь занимается делом, которое приносит ей удовольствие, дарит аплодисменты и любовь слушателей. Признается, что с родным оркестром хотелось бы сыграть инструментальные концерты Телемана, Бруха, Хиндемита, Таривердиева… А пока на Международном музыкальном фестивале, который в эти дни проходит в Уфе, 27 апреля готовится исполнить развёрнутое соло в первой части Скрипичного концерта Яна Сибелиуса (солист — лауреат Международных конкурсов Никита Борисоглебский). И выходя из концертного зала в одиннадцатом часу ночи, Айгуль конечно же вспомнит наш общий девиз: «Скорей бы ночь прошла, и снова — на работу!»

Эльмира ИЖБОЛДИНА.

vechufa.ru/culture…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору