Теодор Адорно — о камерной музыке

Добавлено 30 июня 2015

Среди людей, считающих себя музыкальными, вопрос решенный: камерная музыка — высший жанр музыки вообще. Это convenu* наверняка в значительной мере служит интересам элитарного самоутверждения: если круг заинтересованных лиц ограничен, то из этого делается вывод, что вещь, закрепленная за этим кругом, выше того, чем развлекается misera plebs**. Близость подобного умонастроения к фатальным притязаниям на господствующее положение в культуре столь же очевидна, как и ложность такой элитарной идеологии. Если традиционная камерная музыка выше великого симфонизма только потому, что обходится без труб и литавр и меньше проповедует, то это звучит неубедительно. Выдающиеся и способные на сопротивление композиторы от Гайдна до Веберна снова и снова тянулись к симфонии или формам, производным от нее. Ибо все они хорошо сознавали, какой ценой платит камерная музыка за то, что предоставляет убежище субъективности, — субъективности.
_____________
* Принятый взгляд (франц.).
** Низкая толпа (лат.).
Но, с другой стороны, всякое суждение, возвеличивающее камерную музыку, истинно, как верно и то, что адепты камерной музыки — более компетентные слушатели, чем другие. Но только это не преимущество пресловутых внутренних ценностей и не преимущество отдельно взятых произведений над сопоставимыми с ними симфоническими. Это преимущество заключено в музыкальном языке, в более высокой степени владения материалом. Редукция объема звучания, отказ от широты воздействия, внутренне присущий самому тону камерной музыки, позволяют создавать структуры, подчиняющие себе самые тонкие дифференциальные моменты.

David Stanger: Theodor Adorno
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — выдающийся немецкий философ еврейского происхождения, социолог, музыковед, один из самых острых и проницательных умов ХХ века.

Теодор Адорно родился во Франкфурте-на-Майне в зажиточной семье еврейского виноторговца, перешедшего в лютеранство ещё до рождения сына.

В 6 лет Теодор уже играл на скрипке, несколько позже — на фортепьяно. В это же время он уже предпринимал попытки писать музыку.

Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 был в эмиграции. С 1949 — вновь во Франкфурте-на-Майне.

В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

Адорно — автор музыкальных сочинений, в том числе нескольких опер, написанных в близкой экспрессионизму манере.

Непосредственным учителем Адорно в области музыкальной композиции был Альбан Берг.

В 1921 Адорно с отличием заканчивает гимназию и приступает к изучению философии, музыковедения, психологии и социологии во Франкфуртском университете.

Одновременно он берёт уроки композиции и уроки игры на фортепьяно в консерватории.

В 1925, защитив диссертацию, Адорно при материальной поддержке родителей отправился на полтора года в Вену, где он продолжал изучать музыку.

В последующие годы работал редактором в некоторых музыкальных журналах. Однако от музыкальной карьеры он отказался, получив после защиты докторской диссертации место преподавателя на философском факультете Франкфуртского университета.

В 1933 в результате кампании нацистов, направленной на отстранение профессоров еврейского происхождения от преподавательской деятельности, Адорно был вынужден покинуть университет.

В 1934 он уезжает в Оксфорд, а в 1938 — в Нью-Йорк.

В США Хоркхаймер и Адорно совместно написали «Диалектику просвещения», ставшую впоследствии своего рода программой неомарксизма и студенческого движения.

Впервые книга вышла в 1947 в Амстердаме и осталась незамеченной. В 60-х годах во время студенческого движения стали появляться нелегальные копии книги.

Переиздать книгу удалось лишь в 1969. Адорно и Хоркхаймер поставили перед собой солидную задачу: беспрецедентность нацистского варварства побудила их заложить основы критической теории, отличной от беспомощных философствований об ужасах, когда те уже случились.

Собственно, вся книга посвящена вопросу, «почему человечество, вместо того, чтобы перейти к действительно человеческому состоянию, впадает в новое варварство».

Адорно представляет собой удивительный случай в истории философии, когда философ является тому же и талантливым композитором.

Он написал довольно много романсов, является автором музыки для фортепиано, весьма разноплановой в стилевом отношении.

Скончался Теодор Адорно 6 августа 1969 в городе Висп, Швейцария.
Похоронен на Центральном кладбище Франкфурт-на-Майне.

jewish-memorial.narod.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору