Предстоящие мероприятия

Москва
с 24 сентября 2017 по 3 июня 2018








Москва
24 октября 2017

Москва
24 октября 2017

Москва
24 октября 2017








Москва
26 октября 2017

Москва
26 октября 2017



Москва
27 октября 2017

Москва
27 октября 2017

Москва
28 октября 2017





Москва
29 октября 2017

Москва
29 октября 2017

Москва
30 октября 2017

Москва
30 октября 2017

















Москва
11 ноября 2017


Москва
12 ноября 2017


Москва
13 ноября 2017




Москва
16 ноября 2017



Москва
21 ноября 2017


Читайте на эту же тему







Тигран Ахназарян: «Хабаровский край — это звучит мажорно!»

Добавлено 23 октября 2013

Московская консерватория, Хабаровская краевая филармония

Все, кто собрался 11 сентября на благотворительный концерт в старинном зале на берегу Амура, всем сердцем ощутили высокую ноту, на которой прошел этот замечательный вечер симфонической музыки. Без сомнения, это был праздник, но праздник со слезами на глазах, а в зале рядом со спасателями, защитниками города, добровольцами сидели семьи хабаровчан, пострадавших от стихии наводнения. Вот так необычно начался в этом году концертный сезон. 75-й для филармонии и первый для нового главного дирижера Дальневосточного симфонического оркестра Тиграна Ахназаряна.

Тигран Суренович, начало вашей творческой деятельности в Хабаровске совпало с драматическими событиями.
– Да. Говорят, что такого страшного наводнения не припомнят даже старожилы.

–?И очень символично, что в этой ситуации оркестр продемонстрировал высокий профессионализм и поразительное умение сопереживать, душевную тонкость и такт, спасибо вам и всем музыкантам. Но, боюсь, что от этого горького момента ваши впечатления о крае, где, надеюсь, вы будете работать долго и успешно, выглядят сплошным минором…

– Нет, уверяю! Знаете, я прилетел в Хабаровск зимой, но не почувствовал холода, хотя мороз был минус тридцать. И с первого дня практически весь январь я видел яркое солнце, блеск снега, высокое небо. Замечательное ощущение – легко, радостно, мажорно! Было настроение, как в сороковой симфонии Моцарта! Поэтому город сразу стал как будто родным, напомнив мне мой Ереван…

– ?!

–?Да-да, потому что здесь всегда есть ощущение щедрого тепла. И внешне эти города чем-то схожи – все время крутые подъемы, спуски. И даже банальные пробки на дорогах точно такие же. А вдали – силуэты горных хребтов. В Ереване, где бы ты ни был, всегда перед тобой Арарат, седой и величественный. И снег там есть, на горных вершинах. В моем детстве были даже катание на санках и снежки, а мороз доходил до минус двадцати. Я помню. Хотя сейчас климат там поменялся. Говорят, глобальное потепление.

–?На одной из первых встреч с журналистами вы сказали, что пройти конкурсный отбор и стать дирижером нашего симфонического вам помогли музыканты оркестра. Это они остановили свой выбор на вашей кандидатуре. Как думаете, почему?

– Наверняка сказались человеческие взаимоотношения. Не знаю, все пошло как по маслу. В течение трех дней (всего!) мы подготовили замечательную программу, с которой выступили на старый Новый год. Это был наш первый совместный концерт, где отточенность исполнения каждого из технически сложных произведений сочеталась с множеством сценок, реприз, когда музыканты шутили, даже, извините, дурачились, а дирижер стрелял из пистолета. Таким было многообещающее знакомство. Потом уже не в шутку, а всерьез начались мои кандидатские прослушивания, когда мы исполнили с камерным оркестром «Серенада» восьмую камерную симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, одного из моих самых любимых композиторов. И я признателен оркестру за то, что во время этого исполнения мы смогли показать всю мощь и глубину произведения, в музыке которого есть история и одного человека, и одновременно всего человечества. Грандиозная по глубине задача для оркестра, с которой он справился. После концерта за кулисы подходили люди с покрасневшими от слез глазами, благодарили нас за исполнение. Это было особенно дорого и много значило для дальнейшей работы.
Не менее удачным считаю концерт, в программу которого вошли произведения Шопена и Дворжака. Тогда, еще не будучи дирижером, а только претендентом среди других на эту роль, я почувствовал, что очень хочу работать с таким коллективом. Открылись перспективы, я понял, что оркестр может зазвучать по-новому, и в этом плане уже удалось кое-что сделать. Концерты нового сезона доказывают, что обращение к более сложному репертуару, к прекрасной и фантастической музыке Берлиоза, замечательному концерту для фортепиано с оркестром Рахманинова – это путь к совершенству. Уверен, что планку надо повышать, что мы и будем делать. Говорю «мы», потому что это совместная работа, требующая обоюдной отдачи – и дирижера, и оркестра.

Есть такое понятие – совместимость оркестра и дирижера. Вот это про нас. Объяснить, как это произошло, трудно, но, я думаю, сыграло свою роль то обстоятельство, что мы нашли общий профессиональный язык. Оркестр почувствовал во мне дирижера, который, как человек искренний и открытый, не лукавит с ними. Он таков, каков он есть. И в работе, и в отношениях с людьми. Может быть, излишне доверчив, есть и такое. Но жизнь – хороший учитель. За плечами у меня уже более десяти лет активной работы на музыкальной сцене в качестве дирижера. А до этого были студенческие годы. Мне очень повезло – моими учителями были Эмин Левонович Хачатурян, известный дирижер, племянник Арама Хачатуряна, почти двадцать лет возглавлявший Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР. Затем я продолжил учебу в Санкт-Петербурге, где стажировался у Ильи Александровича Мусина, который в свое время дал путевку в жизнь блестящим дирижерам мирового уровня – Юрию Темирканову, Валерию Гергиеву, Василию Синайскому, Арнольду Кацу. Дружил с Шостаковичем и Прокофьевым. Такие имена.

–?Маэстро Ахназарян, сколько же вам лет?

–?35, хотя пресса почему-то все время стремится уменьшить мой возраст.

–?И ее можно понять – чем моложе и энергичнее дирижер, тем больше это «работает» на имидж оркестра!

–?Важны не имидж или «пиар», главное, чтобы реально этой молодой энергии хватало на все.

– Для вас музыка – это все? Не бывает ощущения, что вы заняты прекрасным делом, но весьма далеким от реальной жизни?

– На минуточку, буквально на днях более 300 студентов пришли на мой лекторий, который я провел в академии экономики и права. До этого беседовал со студентами в Хабаровском институте искусств и культуры. Это реальная работа. Она очень вдохновляет, потому что направлена на благую цель и открывает перед молодыми новый для них мир классической музыки. Планируем проводить симфонические концерты непосредственно в вузах. Оркестр поддержал эту инициативу. Как иначе?
Но в заданном вопросе действительно есть рациональное зерно, ведь общепринято, что творческие люди – это некие парящие в облаках личности, которые, в общем, «не от мира сего». Дирижер, конечно, должен парить на концертах, когда он вдохновляет оркестр, увлекая за собой зал. Но быть всегда в полете –
это опасно, особенно для главного дирижера, который фактически несет груз административной работы. И здесь он не имеет права быть «не от мира сего», не думать о материальном, о том, к примеру, какая мизерная зарплата у музыкантов и что с этим делать. Или о том, как добиться большей посещаемости концертов, чтобы это было престижным. Без нормального менеджмента такие вопросы не решить.

–?Выходит, что дирижер – администратор и творец, один в двух лицах. От какой работы вы чувствуете большее удовольствие?

–?На первом месте, конечно, моя концертная дирижерская деятельность. Но я с удовольствием иду к студентам, говорю с ними о классическом жанре, много, подробно, хотя моя профессия самая молчаливая. Вчера после лектория я получил истинное наслаждение, видя, что у ребят горят глаза, они осыпали меня градом вопросов: а как попасть на концерт, сколько будут стоить билеты? Вместе с руководством филармонии мы уже подумали над этими вопросами. И общими усилиями родился интересный, на мой взгляд, проект дополнительного студенческого абонемента. Он предполагает, что за день до наших вечерних концертов мы приглашаем к себе студентов хабаровских вузов по студенческим билетам. Играем всю программу на высоком уровне, с той же ответственностью, как и вечерний концерт. Тут финансовая сторона отступает – важно привлечь молодых слушателей.
Но я слукавлю, если скажу, что стоимость билетов меня вообще не интересует и давайте, дескать, продавать их по бросовым ценам. Нет, это не так. Есть разные категории слушателей. Есть публика, которая ходит на таких мастеров дирижерского искусства, как Юрий Хатуевич Темирканов и Валерий Абисалович Гергиев. И платит большие деньги. Но есть студенчество. Я сам был студентом. И всегда с благодарностью вспоминаю, какую неоценимую поддержку оказал нам, будущим дирижерам, маэстро Гергиев. Знаете, мы все имели контрамарки Мариинского театра – он позаботился об этом! И всегда говорил: «Приходите в любое время, можете даже ночевать на диванчиках в фойе!» Хотя тогда даже по билетам зритель попадал на спектакль через тройные кордоны охраны. Администрацию театра постоянно одолевали устрашающие звонки: «Зал под угрозой взрыва!» Но Валерий Абисалович не боялся, он брал на себя ответственность, благодаря ему мы имели счастье повариться в этой творческой кухне, посещать оркестровые репетиции, балетные и оперные классы. Это принесло колоссальную пользу лично для меня, для моего дирижерского становления, да и для моих коллег, которые сейчас работают во многих странах мира. Ну а ту гергиевскую контрамарку я очень бережно храню. Я вообще очень ценю все, что идет из детства, из юности, от корней.

–?Расскажите о ваших корнях, которые, насколько известно, были связаны с музыкальным творчеством!

–?Я очень люблю свою семью и безмерно горжусь, что в нашем роду столько музыкантов. Начать хотя бы с дедушки. В свое время он окончил Московскую консерваторию как скрипач, но в дальнейшем избрал путь геолога. И в этой области имел большие достижения и общественное признание. А вот мой троюродный дядя – Юрий Айрапетян – известный пианист мирового масштаба, лауреат международных музыкальных конкурсов, профессор Московской консерватории.

–?Ваши родители – профессора Московской консерватории Сурен Ахназарян, скрипач, и пианистка Гаянэ Ахназарян. Их наследственное пристрастие к музыкальному творчеству передалось вам…

–?Не только мне, но и моим братьям. Нас трое. Старший – пианист, правда, его имя не на слуху, так как он не концертирует. Он успешно преподает и весьма востребован как педагог. Со своей семьей он сейчас живет в Берлине. Мой младший брат, о котором я всегда с гордостью говорю – Нарек Ахназарян, – известный виолончелист, победитель международного конкурса имени Чайковского и многочисленных других крупных международных конкурсов. Он играет со знаменитыми оркестрами, дирижерами. Мы тоже с ним очень часто сотрудничаем.

–?А мы будем иметь счастье видеть вас обоих на концерте в Хабаровске?

–?Обязательно! Раскрою тайну – этот «дуэт» Ахназарянов с оркестром мы приберегли на закрытие сезона. Кроме того, у нашей семьи был опыт замечательного выступления, когда мы вместе с родителями сыграли Тройной концерт Бетховена, для скрипки, фортепиано и виолончели. А я стоял за дирижерским пультом. Это был уникальный концерт в мировой исполнительской практике. Известны примеры, когда музыканты из одной семьи дают совместные концерты, но дирижера, как правило, приглашают со стороны. А тут и дирижер был тоже свой! (смех). Этот концерт впервые прозвучал в Ереване и был посвящен семье Ахназарянов. Тем же составом через какое-то время мы играли и в Москве.

–?Вас не тянет в Ереван, чтобы там и жить, и работать?

– А я и работаю там – как приглашенный дирижер. Но чтобы основательно осесть – нет. Я очень привык к России, российскому духу, простору, широте, открытости. И это для меня наиболее ценно. Как музыкант я в равной степени воспитан и в Армении, и в России. Также для меня очень важно, что в России есть замечательный Хабаровский край, где жара сменяется морозом, где живут очень теплые и сердечные люди, где я еще многого не видел. Например, хочу побывать в тайге, в самой настоящей, дремучей, где не ступала нога человека. Надеюсь, мне повезет и я увижу царственного зверя – уссурийского тигра. Во всяком случае, мне пообещали встречу с тигром «глаза в глаза» охотоведы, от которых я уже получил приглашение побывать в таежном зимовье.

–?Тигран мечтает о встрече с тигром! Да вы настоящий дальневосточник! Ну а что бы Вы хотели пожелать всем нам, пережившим недавнюю трагедию и не потерявшим твердости духа?

–?Я бы хотел отметить стремление людей к мажорной тональности. Регион показал, что этого стремления не сломить. Больше двух месяцев продолжалось бедствие, и, несмотря ни на что, в людях ощущается какой-то богатырский дух, который выразил великий Мусоргский в своих «Богатырских воротах». Эта музыка посвящена Киевской Руси, но для меня в ней звучит сегодняшняя Россия. И я уверен, что часть богатырских ворот России находится именно здесь, на Дальнем Востоке. Это мощный регион, достаточно богатый, и дай Бог ему процветания, чему мы вместе с музыкантами симфонического оркестра будем способствовать своим творчеством.
Хочу пожелать всем жителям того, чем Хабаровск особенно славится, – яркого солнца, которое светило бы не только в небе над нашими городами, а чтобы озаряло души людей, их сердца. Чтобы в каждой семье поселились благополучие, здоровье и пришла уверенность, что всем миром мы победим все трудности.

Марина Шемчишина
http://dv-delo.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору