«У молодых талантов иное ощущение времени»

Добавлено 13 ноября 2015

Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Светлановский зал ММДМ, Александр Рамм (виолончель), Московский Международный Дом Музыки

В Москве открывается VIII фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…«Итак, с 8 ноября по 24 декабря в Светлановском зале Дома музыки пройдет уже VIII музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», в основе которого неизменно лежит идея представления широкой публике восходящих звезд (в разных специальностях), выступающих наравне со всемирно известными артистами. «Дорога молодым» — главный девиз маэстро Спивакова, который не первый десяток лет подставляет плечо новому исполнительскому поколению, способствуя дальнейшему продвижению талантов.


Что любопытно, весной этого года в Доме музыки прошел Первый московский конкурс пианистов Владимира Крайнева, учрежденный по инициативе Владимира Спивакова, Татьяны Тарасовой и при поддержке мэра Москвы С. С. Собянина. Так вот, покорившая судей и публику победительница в младшей группе 10-летняя Шио Окуи из Японии приглашена на нынешний ноябрьский фестиваль и будет играть с «Виртуозами Москвы».

— Глядя на программу фестиваля, нельзя не заметить, что наряду с именитыми солистами, такими как Корчак, Абдразаков, Мацуев и сам Спиваков, на сцену выйдет талантливая молодежь — призеры последних конкурсов. Насколько важно для вас как для идеолога форума «бросать в бой» «свежую кровь»? Ведь иные боятся конкуренции с молодежью…

— Ян, вы верно подметили: «боятся конкуренции с молодежью…». На мой взгляд, излишняя самооценка членов жюри частично повлияла на распределение премий на последнем конкурсе им. П. И. Чайковского, в специальности «скрипка». Конечно, молодые таланты — это и новые идеи, и новые открытия в музыке. Но главное — это ощущение времени, оно у них совершенно другое. Что касается техники — поверьте, она не менялась со времен Николо Паганини. Виртуозная техника игры остановилась в своем развитии после Паганини. Некоторые технические новшества внесли Барток и Шнитке, но в целом база осталась той же.

— Владимир Теодорович, раз уж вы затронули эту тему… В этом году на конкурсе Чайковского не присудили первой премии среди скрипачей. Следили ли вы за ходом конкурса, согласны ли с результатами? Скажем, вы пригласили на фестиваль немку, занявшую четвертое место, но не пригласили Цзэнь Юй-Чень (второе место). Чем это можно объяснить?

— Во время конкурса Чайковского я был в Кольмаре на своем фестивале, поэтому возможности отслеживать выступления участников в режиме online у меня не было. После того как мы отыграли последний концерт во Франции, я частично просмотрел записи в Интернете. И пригласил в Москву тех ребят, которые понравились лично мне. Некоторых я знал и раньше. Например, Александр Рамм — вдумчивый, очень глубокий музыкант с благородным вкусом. Саша Конунова прекрасно играет, с большой долей риска, свойственного молодым. У нее даже будет сольный концерт в Доме музыки. Люка Дебарг играет два концерта подряд в декабре. А скрипачка Клара Джуми Кан, о которой вы говорите, обладает огромным талантом. В ней есть то, чего нет в других — у нее есть мистика в игре.

— На фестивале вы «презентуете» русской публике трех очаровательных солистов — пианиста Эндрю Тайсона (США), скрипачей Даниэля Лозаковича (да, его мы знаем по «Щелкунчику») и Рэя Чена (Тайвань — Австралия). Это, что называется, разовое знакомство, или каким-то образом контакты с этими ребятами будут продолжены — скажем, вы их пригласите и на концерты в российской глубинке?

— Даня Лозакович — воспитанник моего фонда, а за судьбой своих ребят я очень внимательно слежу. Все талантливые дети имеют возможность ездить и выступать на лучших сценах мира. С гастролями в «глубинке» для зарубежных артистов сейчас дела обстоят сложнее, поскольку их приезд связан с немалыми финансовыми расходами, а денег у регионов на культуру практически нет. Ведь у иностранцев другое представление о концертной деятельности: есть импресарио, который борется за выплату гонорара, и попробуй его не заплати. У нас все-таки иначе. Российский музыкант понимает, что его ждет зритель, и поедет в любой конец страны, пусть и не за большие деньги.

— Немного из личного. У вас регулярные гастроли, творческие вечера, концерты. Остается ли время на чтение любимых газет и журналов?

— Если честно, читать газеты успеваю только в самолете во время перелетов с одних гастролей на другие.

— Как считаете, важно ли чтение периодических изданий для развития личности подрастающего поколения? В некоторых европейских странах реализуются государственные программы для школьников и студентов — для них оформляется льготная подписка на социально значимые издания. Могут ли подобные госпрограммы быть полезны для популяризации периодики в России?

— Знаете, этот вопрос лучше задать нашим министрам. Образование подрастающего поколения и его духовное развитие — это важнейшие задачи нашего общества. Чтение необходимо для духовного роста человека. Но сейчас у большинства людей стало пропадать доверие к тому, что пишут в газетах: много лжи, грязи и надуманных сенсаций… Вспомните, что в свое время писали о Ростроповиче? Надо подумать, что нужно изменить, и тогда доверие вновь вернется.

— Интересно ваше отношение к столь болезненной теме, как перезахоронение праха Рахманинова на родине (что одобряется Министерством культуры). Стоит ли это делать?

— Решение все равно будет не за мной, но мне эта идея кажется грешной. Мысли мои сразу возвращаются к Марине Ивановне Цветаевой, которая гениально сказала: «Все наши умершие <…> для каждого из нас лежат на одном кладбище — в нас».

Ян Смирницкий

www.mk.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору