Указ Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры», часть I

Добавлено 02 июля 2013

В Совете Федерации прошло заседание Совета по государственной культурной политике на тему «О концепции проведения в Российской Федерации Года культуры».

Открывая мероприятие, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко отметила, что к Году культуры надо готовиться заранее, а для этого — разработать и утвердить концепцию проведения мероприятий. Поскольку наша страна многонациональная, то каждый регион, по мнению В. Матвиенко, должен предоставить свою программу мероприятий, в которой бы отражалась и национальная культура.

С основным докладом выступил Министр В. Мединский. Он рассказал о главных принципах проведения Года культуры в стране.

«Год культуры в России — это не только шанс получить дополнительное финансирование. Прежде всего, Год культуры позволит высветить накопившиеся проблемы и сформулировать задачи на будущее», — сказал Министр.

«Мы пополним музейный фонд, отметим юбилей Эрмитажа и БДТ, выпустим новые постановки, но мы это и так делаем каждый год», — добавил Министр. Главная же задача, считает Мединский, «разбудить» культуру в регионах.

В планах Министерства — построить 50 региональных культурных центров, провести конкурсы и мероприятия в поддержку талантливых детей, поддержать развитие культурно-познавательного регионального туризма, субсидировать экскурсии для школьников по историческим городам страны, включая Москву и Санкт-Петербург, поддержать проекты по сохранению исторического облика малых городов. Министерство выделит 50 грантов по 5 миллионов рублей для поддержания проектов региональных творческих коллективов, 50 грантов по 5 миллионов рублей на создание новых экспозиций для музейных проектов, 50 грантов по 3 миллиона рублей на поддержку патриотических акций, мероприятий и конкурсов.

Министр отметил, что в этом году государственное финансирование культурной отрасли составило 86 млрд рублей без учета дополнительных ассигнований, а в следующем году эта сумма составит 82 млрд рублей. «Этого недостаточно», — убежден Мединский.

По его словам, в первую очередь Министерство планирует финансировать региональные проекты. «Мы просим вас в этом поддержать», — сказал Министр, обращаясь к Председателю Совета Федерации В. Матвиенко.

«Рада, что Министерство культуры впервые за долгие годы повернулось к регионам», — ответила Матвиенко Мединскому, пообещав ему всестороннюю поддержку.

СТЕНОГРАММА
заседания Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему «О концепции проведения Года культуры в Российской Федерации»


19 июня 2013 года

В. И. Матвиенко:

Уважаемый Владимир Ростиславович, уважаемые члены Совета, участники заседания! Сегодня мы проводим очередное заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации и будем рассматривать очень важный вопрос — концепция проведения в следующем году в Российской Федерации Года культуры.

В период между нашими заседаниями, 22 мая этого года, ушел из жизни член нашего Совета, выдающийся ученый, академик Российской академии образования Сигурд Оттович Шмидт. Я хорошо знала Сигурда Оттовича. Мы плодотворно сотрудничали с ним в период моей работы в Правительстве, уже здесь, в Совете Федерации. Последнее письмо, посвященное острым проблемам преподавания истории в школе, он прислал мне за две недели до своей кончины.

Сигурд Оттович был настоящим подвижником нашей культуры, патриотом России. Я бы просила всех почтить его память. (Минута молчания. Все встают.)

Прошу садиться.

Уважаемые коллеги, Год культуры, подготовку к которому мы избрали темой сегодняшнего заседания, это очень важное, я бы сказала, долгожданное и масштабное событие. Необходимо не просто основательно продумать концепцию его проведения, но и полностью на высоком уровне ее реализовать. Преддверие нашего сегодняшнего обсуждения было отмечено хорошим знаком. Неделю назад, в День России, Президент Владимир Владимирович Путин вручил государственные премии Российской Федерации двум членам нашего Совета — Таиру Теймир-оглы Салахову и Карену Георгиевичу Шахназарову. Я хочу сердечно поздравить наших уважаемых членов с этой высокой наградой и пожелать им дальнейших творческих свершений. (Аплодисменты.)

Возвращаясь к главной теме сегодняшнего обсуждения, я хочу с самого начала отметить, что при проведении Года культуры важно преодолеть сложившийся у многих утилитарный, отраслевой подход к культуре.

Совершенно прав был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, понимавший под культурой, прежде всего, систему норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура в современном мире — это духовный фундамент государственности и патриотизма. Без подлинной культуры человек, попросту говоря, дичает, общество вырождается в стадо манкуртов, а государство утрачивает свою цивилизационную идентичность и притягательность для граждан.

Великий гуманист Альберт Швейцер когда-то очень точно сформулировал непреложную истину, что культурный человек — это тот, кто в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Именно так мы и должны воспитывать подрастающее поколение. Именно такие задачи поставлены, в том числе в утвержденной Президентом России Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года. В ней предусмотрены конкретные меры по обеспечению доступности качественного обучения, воспитания, культурного развития и информационной безопасности наших детей.

Очень ценно, что вопросы развития культуры постоянно находятся в сфере внимания высших должностных лиц государства. И мы рады, что инициатива Совета Федерации и Министерства культуры о проведении в следующем году Года культуры нашла поддержку Президента Российской Федерации. В его указе о проведении в Российской Федерации Года культуры в 2014 году четко сформулированы его основные цели: привлечение внимания общества к вопросам развития культуры; сохранение культурно-исторического наследия страны; повышение роли российской культуры в современное мире.

Всё это, естественно, потребует и соответствующего ресурсного обеспечения. Поэтому финансирование плана основных мероприятий по проведению в России Года культуры должно стать одним из бесспорных приоритетов при формировании федерального бюджета на следующий год. И Совет Федерации здесь будет занимать принципиальную позицию.

Это условие необходимое, но недостаточное. Надо ясно представлять себе, что развитие культуры не может опираться только на бюджетные средства. Хорошим подспорьем стало бы учреждение, скажем, единого общероссийского фонда культурных инициатив с целью привлечения средств благотворителей и меценатов для осуществления конкретных культурных проектов.

Важнейшей задачей Совет Федерации считает рассмотрение законодательных предложений, связанных с возрождением меценатской деятельности, использованием различных форм и инструментов государственно-частного партнерства в сфере культуры. Полагаю, что нам следует активнее здесь использовать и наработки Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Еще в 2008 году она приняла модельный закон о меценатстве и спонсорстве, который может быть полезен и для нас.

Думаю, что, наконец, в преддверии Года культуры парламент Российской Федерации примет соответствующий закон о меценатской и спонсорской деятельности. Кроме того, будет вполне уместно учредить и провести в регионах на федеральном уровне масштабную акцию «Меценат Года культуры».

Конечно, есть и другие актуальные задачи в сфере законотворчества, правоприменения, которые стоило бы решить в Год культуры. Необходимо, наконец, обеспечить повышение социального статуса работников культуры, в том числе за счет повышения заработной платы и, соответственно, пенсионного обеспечения. Давайте обсудим эти вопросы.

Кстати, я подготовила в адрес всех руководителей регионов, председателей законодательных собраний обращение в связи с тем, что сейчас идет формирование региональных бюджетов. Я обратилась с просьбой сделать финансирование сферы культуры в регионах приоритетным на 2014 год и максимально увеличить финансирование сферы культуры. Мы будем с регионами активно в этом плане работать.

Я убеждена, что предстоящий Год культуры, как говорится, не просто «уйдет в телевизор». Его, прежде всего, должны ощутить в регионах, там, где течет полнокровная народная жизнь.

Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике предложил стратегическую инициативу «Развитие культуры как национальный проект». Она включает большой ряд конкретных предложений, в том числе разработку и принятие стратегии национальной культурной политики, проведение специального заседания Государственного совета Российской Федерации, координацию стратегических решений федеральных и региональных органов государственной власти по развитию культуры. Для выработки механизма такой координации, на наш взгляд, целесообразно было бы проведение совещаний с министрами культуры субъектов Федерации, не откладывая это в долгий ящик.

Еще раз подчеркну, что одно из главных направлений работы Совета Федерации здесь — усиление региональной составляющей в проведении общероссийского Года культуры.

Около года назад наш Совет по государственной культурной политике отметил необходимость дополнительных мер, направленных на преодоление диспропорций в сфере обеспечения и развития культуры в регионах. Эта задача была и остается одной из самых актуальных. Было бы логично и верно именно в Год культуры предпринять энергичные меры по сокращению этих диспропорций и укреплению материально-технической базы учреждений культуры, обеспечению доступности сферы культуры для всего населения.

Особого внимания и заботы требуют школьные библиотеки, сельские клубы, кружки для детей, народные художественные коллективы, а также народные промыслы. Важно найти ресурсы для расширения межрегиональных культурных обменов. Надо воспитать у жителей, да и руководителей регионов привычку быть в курсе новинок и событий культурной жизни не только своих, но и соседних субъектов Федерации и России в целом. Вот почему целесообразно провести в рамках Года разнообразные фестивали и конкурсы с участием всех регионов России.

Нельзя откладывать и конкретные меры по сохранению историко-культурного наследия, включая принятие необходимых законодательных решений. Нужно стремиться сделать это наследие визитной карточкой каждого региона. Это поможет улучшить туристическую привлекательность, положительно скажется и на экономике. В каждом регионе необходимо определить основные точки роста в сфере культуры, в том числе на муниципальном уровне, создать благоприятную среду для их развития.

Думаю, целесообразно будет провести среди субъектов Федерации конкурсы на лучшие проекты по развитию культуры. Культура — это стратегический ресурс укрепления межнационального мира и согласия, гражданского единства, международного сотрудничества, особенно в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране. Противостоять проповеди экстремизма и ненависти можно в первую очередь через духовное, культурное просвещение. План проведения Года культуры обязательно должен включать отдельный раздел по этому направлению.

Знаковым мероприятием Года культуры станет проведение 4 ноября следующего года в День народного единства в Государственном Кремлевском дворце большого концерта лучших профессиональных и самодеятельных коллективов, представляющих яркую многонациональную культуру России.

На международном уровне нашей общей заботой должно стать повышение роли русского языка и литературы, достойное представление отечественной культуры и искусства. Россотрудничеству, которое призвано координировать эту работу, необходимо также получить соответствующие ресурсы и эффективно их использовать.

Конечно же, важное и непременное условие достижения всех основных целей Года культуры — это мощная информационная поддержка всех мероприятий. Особая роль здесь принадлежит средствам массовой информации. Предлагаю, кстати, в течение этого года и следующего года предусмотреть, в том числе на площадке Совета Федерации, с участием руководителей органов государственной власти всех уровней, деятелей культуры и искусства серию видеотрансляций, освещающих ход подготовки к проведению Года культуры, с тем чтобы максимально привлечь к нему внимание.

Мы можем дать мощный стимул для дальнейшего развития культуры только если сделаем его Годом культуры всенародным, если к его проведению привлечем лучших творцов, деятелей культуры и искусства, наши музеи, библиотеки, клубы, школы и высшие учебные заведения. Только тогда всё получится со смыслом, достойно и хорошо. Я благодарю вас за внимание.

Давайте перейдем к обсуждению нашей повестки. Кворум у нас имеется, повестку дня мы заранее согласовали.

И позвольте мне предоставить слово для основного доклада Министру культуры Российской Федерации Владимиру Ростиславовичу Мединскому. Пожалуйста.

В. Р. Мединский:

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Я подготовил достаточно серьезный доклад, но с учетом того, что здесь собрались люди, которые не просто неравнодушны к культуре, а являются выдающимися экспертами, людьми, посвятившими всю свою жизнь служению русской культуре, я бы, с вашего позволения, перебил бы этот доклад некоторыми размышлениями и предложениями, чтобы они стали потом основой для будущего обсуждения.

Год культуры — это не только шанс получить дополнительное финансирование, это исторический шанс для нас внедрить новый современный тип госполитики в сфере культуры, перейти от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России.

Готовя концепцию Года культуры, мы должны не только высветить накопившиеся не за одно десятилетие проблемы, так называемые болевые точки (они нам так или иначе известны), но и сформулировать конкретные пути их решения. Я считаю, что к творческим проектам Года культуры должны подключиться не только профессионалы, но и простые люди в малых городах и на селе, иначе наш народ усилий и прошедшего Года культуры не заметит. Ну, пополним мы в очередной раз музейные фонды дополнительно (мы и так сейчас пополняем их достаточно активно), отметим юбилей Эрмитажа и БДТ, запустим модные театральные постановки, возможно, будут выпущены какие-то дополнительные гранты, поддержаны дополнительные проекты, отреставрируем чуть больше памятников, чем обычно. Это мы, коллеги, делаем и так каждый год. Вопрос заключается в том, как нам развернуть культуру в регионах. Как сделать так, чтобы Министерство культуры не было только «министерством Мариинки и Большого театра» при всем уважении, а было министерством всей необъятной культуры нашей страны.

Я расскажу сейчас о некоторых проектах, которые мы спланировали и которые уже забюджетированы, а также о тех проектах, под которые деньги пока не выделены, но мы пытаемся получить их в рамках проведения Года культуры, и давайте посоветуемся, как это лучше осуществить.

В 2014 году будет запущен проект так называемого строительства многофункциональных культурных центров в регионах.

В указах Президента было сформулировано следующим образом — не менее пяти. И изначально это трактовалось буквально. Вот на пять центров и было рассчитано, примерно, вы не поверите, по 400–500 миллионов на каждый центр, на каждый дом культуры. Эта идея была широко обсуждена на заседании рабочей группы Совета при Президенте по культуре и искусству и в Министерстве. Мы решили полностью переформатировать данное предложение, и мы запускаем строительство совместно с регионами порядка 50 небольших современных многофункциональных культурных центров, недорогих, расходы на которые не лягут тяжким бременем на регионы. Будет разработано несколько типовых проектов, из которых регионы смогут выбрать то, что им более подходит, современных проектов, и мы будем готовы эти проекты софинансировать минимум на 50 процентов. В целом на строительство этих центров выделяется на текущий год, строительство и проектирование, порядка 200 миллионов, и далее по миллиарду рублей на 2014 и 2015 годы.

Далее. В центре нашего внимания в Год культуры будут дома культуры в малых городах и на селе. Конечно, прежде всего необходимо строить новые дома культуры, отвечающие современным нормативам. Я могу приводить вам статистику, вы ее хорошо знаете. Считается, что сейчас степень обеспеченности учреждениями культуры на местах составляет порядка 50 процентов, она снижалась неуклонно в 90-е годы, начале нулевых годов. Считается, что две трети сельских населенных пунктов сейчас вообще не имеют никаких учреждений культуры, хотя на самом деле надо еще разбираться, имеют ли эти сельские населенные пункты, вообще, жителей, надо ли там строить дома культуры.

В целом, мы полагаем, что важность этой задачи понимается регионами. Мы смотрим, что многие регионы активно решают эти проблемы. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе разработана новая государственная программа, в рамках которой строится 14 новых современных культурных модулей. Эти программы будут Министерством широко поддерживаться.

Помимо строительства новых домов культуры необходима модернизация материально-технической базы существующих ДК. Она крайне устарела, износ оборудования нынешних ДК составляет порядка 70 процентов, в то время как при разумной модернизации, ремонте они могут превратиться действительно в центр не только сельской, но и вообще районной, зачастую городской культуры. Совсем недавно я был в подобном доме культуры в селе Ясная Поляна, и хочу сказать, что любой областной центр мог бы похвастаться таким учреждением, притом что это не просто современный центр, а с грамотно продуманной, спозиционированной и постоянно насыщенной культурной программой. А на самом деле это обычный сельский ДК, просто приведенный в порядок и правильно управляемый.

В рамках Года культуры мы попросили 800 миллионов на софинансирование ремонта региональных и муниципальных домов культуры. Конечно, на эти средства можно будет переоборудовать немного, мы полагаем, это порядка 80 ДК, это капля в море. Но это означает, что в каждом субъекте появится такой модельный сельский ДК, на который можно будет ориентироваться уже при реализации дальнейших региональных программ.

Это, конечно, первый шаг, и мы надеемся, уважаемая Валентина Ивановна, в этом отношении на вашу принципиальную политическую поддержку.

Сейчас регионы уже принимают соответствующие меры по модернизации существующих домов культуры, но этих мер единицы. В качестве положительных примеров я приведу, например, Ленинградскую область, где запланирована обширная программа на модернизацию учреждений культуры, в рамках которой будут переоснащаться существующие ДК в 2014 году, Башкортостан, присутствующую здесь Тамбовскую область. Олег Иванович любит показывать образцово-показательные дома культуры, которые являются, по сути, многофункциональными культурными центрами, где есть вместе и музей, и детская школа искусств, и концертный зал, и избирательный участок с широкополосным Интернетом. Замечательные учреждения, они достаточно дорогие, хотелось бы, конечно, чтобы их было больше. Надеюсь, что в рамках 2014 года мы сможем создание ряда таких учреждений софинансировать.

Переоборудование — это, конечно, хорошо, но не менее важным является совместными усилиями проконтролировать и перезагрузить функционал действующих домов культуры. Министерство будет работать вместе с регионами, чтобы вместе выработать совместные нормативы, утвердить обязательные компоненты сельского ДК культуры. Что там должно быть? Предположим, детский хоровой коллектив, библиотека, краевой музей... Нужно это или не нужно, в какой степени, мы хотим решать не в тиши кабинетов в Москве, а совместно с регионами и, собственно, по инициативе регионов.

Поэтому я хотел бы в рамках этого заседания сразу дать поручение. Алла Юрьевна, в течение двух месяцев проработать с регионами и вынести на рассмотрение в регионах и утверждение на коллегии Министерства новый норматив сельских и городских домов культуры.

Мы должны понимать, что если в клубе на сегодняшний момент нет ничего, кроме дискотеки по субботам, то это, надо признать мужественно, не является учреждением культуры. Соответственно, учитывать его при формировании статотчетности по региону, тем более просить денег на его восстановление, мне кажется, неправильно. Мы должны получать в результате не хорошо отремонтированные дискотеки с новыми колонками, а то, что соответствует нормативу учреждения культуры, который, надеюсь, вместе с вами и разработаем.

Кстати, в качестве хорошего примера приведу Белгородскую область, где уже создано 116 таких современных модельных домов культуры.

Одна из важнейших задач Года культуры — выявление, поддержка талантливых детей. Хороший пример — Академия танца Бориса Эйфмана. Валентина Ивановна, Вы давали старт этому проекту еще в 2009 году, когда отбираются дети из регионов, в том числе воспитанники местных детских домов, из удаленных уголков страны, организуются специальные поездки экспертов. И вот та технология, которая была отработана в спорте еще Ириной Винер и обеспечила в свое время расцвет нашей гимнастики, также работает эффективно и в сфере культуры.

И в этом году, и в следующем году мы планируем провести целый ряд аналогичных культурно-просветительных акций, например, акцию для одаренных детей-уникумов, которые принимают участие... юные художники в возрасте до 14 лет. В основном это дети из малообеспеченных многодетных семей. Финал этой акции, заключительный этап, проводится в Санкт-Петербурге. И дети в рамках нее, многие впервые, в общем-то, посещают культурную столицу нашей страны.

Кстати, о детском туризме и о детских поездках в Москву, в Санкт-Петербург я чуть позже поговорю отдельно.

Мне хотелось бы, чтобы именно в Год культуры подобные акции были запланированы в регионах. Они имеют все шансы быть поддержанными, в том числе финансово, на федеральном уровне.

Далее. Действенный механизм поддержки профессиональных коллективов сегодня — это гранты Президента и Правительства. Мы знаем сегодня, что эти гранты присуждаются, как правило, исключительно федеральным коллективам. Есть один-два региональных коллектива, попавших усилиями губернаторов в этот список. Мы все понимаем, для чего эти гранты делались. Делались для того, чтобы в свое время люди из федеральных коллективов не разбежались, не уехали за границу. За счет этих грантов формируется фонд заработной платы этих лучших из лучших наших коллективов. По сути, все эти деньги расходуются на зарплату.

Я не буду сейчас обсуждать эффективность данного принципа. Мы настояли на том, чтобы грантовая система пролонгировалась до конца 2015 года, потому что была идея ограничить ее этим годом. Считаем, что на коленке, с ходу менять систему финансирования наших лучших федеральных учреждений будет неправильно, но в то же время мы считаем, что эта система должна быть поддержана и распространена и на региональные коллективы. В следующем году мы планируем выделить первым 10 лучшим ведущим региональным коллективам дополнительные гранты по 20 млн рублей каждому, поскольку уже сегодня профессиональные коллективы народного творчества являются визитной карточкой не только региона, но и всей России. Это важно для закрепления кадров в регионах. Это важно для того, чтобы не стремились люди при первой же возможности уехать куда-то в столицы, чтобы они работали на местах, получая достойную оплату труда.

Мы проанализировали деятельность коллективов, которые получают грантовую систему уже сегодня. Также могу в качестве позитивных региональных примеров привести Тамбовскую область. Для лучших работников культуры уже сейчас запланировано 100 ежегодных премий по 50 тысяч рублей для каждого, а также запланирована грантовая поддержка для реализации муниципальных проектов в области культуры по 200 и 300 тысяч рублей.

Нужна прямая поддержка лучших региональных проектов по развитию культурно-познавательного туризма. В следующем году министерство планирует в рамках Года культуры учредить 40 новых грантов по 10 млн рублей каждый для поддержки региональных туристических проектов. Надо сказать, что регионы активно откликаются на нашу работу по развитию культурно-познавательного туризма, поскольку прекрасно понимают, что агитировать никого не нужно, туризм привлекает реальные инвестиции в экономику. Я уверен, что лучшие региональные примеры того, как объекты культурного наследия вовлекаются в туристический оборот, заслуживают поддержки и на федеральном уровне, особенно в Год культуры, ибо культура и туризм, собственно, две части одного процесса, две стороны одной медали.

Министерство приступило к разработке глобальных межрегиональных туристических маршрутов «Русские усадьбы», «Великий Шелковый путь», «Серебряное ожерелье». Структура этих маршрутов выстраивается по совершенно новому принципу — от памятника к памятнику, от усадьбы к усадьбе, от музея к музею.

Отдельное направление — возрождение при поддержке государства детского культурно-познавательного туризма, о чем я ранее сказал.

Мы все помним, как в Советском Союзе каждый год каждый ребенок вместе с классом в период обучения имел возможность посетить Москву, Ленинград, областной центр. Нам бы хотелось, чтобы в Год культуры эта практика была возобновлена, чтобы дети из регионов из всех семей вне зависимости от их кошелька имели возможность повидать свою страну, побывать на Красной площади, в Троице-Сергиевой лавре, в Эрмитаже, в Петергофе.

В этом году мы выделяем субсидии для организации поездок учащихся в Санкт-Петербург, ведем активные переговоры с РЖД, авиаперевозчиками, отелями Санкт-Петербурга по поводу существенных скидок на организацию таких поездок. Даем поручение нашим учреждениям культуры в Санкт-Петербурге предоставить максимально льготные условия для организации посещений школьниками из других регионов. Но хочу сказать, что помимо этого мы готовы напрямую дотировать региональных операторов, которые будут предлагать нам существенные, эффективные программы по развитию детского туризма в направлении Санкт-Петербург.

Скажу откровенно: особой инициативы со стороны регионов мы в этом отношении не видим. Такое ощущение, что то ли некому это организовывать, то ли это никому не нужно. На словах все поддерживают, практических бумаг нет. Обращаю на это ваше внимание. Может быть, не все об этом знают. Но мы готовы подобные практики софинансировать.

Далее. Чрезвычайно важное направление нашей работы — это учреждение грантов на поддержку творческих проектов по сохранению исторического облика малых городов. Именно эти города сохраняют уклад нашей жизни. Это исторически опробованные модели мирного сосуществования людей самых разных национальностей. Уже есть примеры, как малые города могут развиваться и преуспевать. Восемь таких городов образовали ассоциацию малых исторических городов России: Углич, Суздаль, Елабуга, Тобольск, Азов и так далее. В этих городах за счет вовлечения памятников в туристический оборот удалось получить необыкновенно высокий поток туристов. Если верить статистике (честно скажу, мне самому верится с трудом, но это статистика), то на каждого жителя этого города приходится в среднем до семи туристов в год. Это показатель выше, чем во многих исторических городках Франции и Италии.

Косвенно этому можно найти подтверждение, например, в том объективном факте, что стоимость недвижимости в Суздале дала самые высокие темпы роста с 1991 года по всей стране. Больше чем в Москве и в Санкт-Петербурге. Значит, действительно туда едут люди, значит, действительно там инвесторы приобретают отели, рестораны, просто дома себе для проживания.

Таков потенциал нашей культуры. Нужно лишь активнее задействовать музеи, задействовать местных краеведов, волонтеров. Мне кажется, что для всех регионов малые исторические города — это реальный ресурс развития региона. Министерство будет эти программы поддерживать. Приглашаем вас к сотрудничеству. Проявляйте инициативу.

В рамках следующего года мы предполагаем учредить для начала 10 грантов по 50 млн. рублей каждый на поддержку комплексных проектов субъектов Российской Федерации по поддержке малых городов. Также по нашей инициативе Минрегионом совместно с органами исполнительной власти разрабатывается отдельная федеральная целевая программа «Развитие малых городов России».

Девятое. Если мы ставим себе задачу сделать Год культуры годом народной культуры, чтобы его почувствовали широкие массы людей, надо вспомнить о том, что работники организаций культуры нуждаются не только в увеличении зарплат, но и в поднятии престижа своей профессии.

В свое время, несколько лет назад, в Петербурге был проведен социологический опрос. Я думаю, Валентина Ивановна, Вы прекрасно помните, когда выяснилось, что учителя считают престиж своей профессии даже более важной задачей (это удивительная черта, надо сказать, нашего человека), даже более важным вопросом, чем зарплата. Вот об этом стоит задуматься. Я уверен, что для работников культуры престиж профессии тоже значит много.

Мы запросили определенное дополнительное финансирование на проведение конкурса среди наших городов на звание «Город культуры России» в следующем году.

Сразу после престижа профессии нельзя не сказать о росте уровня зарплаты работников культуры. Мы знаем, что в соответствии с указом Президента разработаны «дорожные карты». Минимум к концу этого года зарплата работников культуры регионов должна составить не менее 56 процентов к средней по региону, в Год культуры, к концу 2014 года, эта цифра должна вплотную приблизиться к отметке 65 процентов. У нас есть регионы-лидеры. Я обращу внимание здесь на Тамбовскую, Тульскую области, Республику Хакасию, где к концу следующего года, а в Тамбове, по-моему, уже к концу этого года, средняя зарплата работников отрасли должна быть доведена до 100 процентов к средней по региону. Это большая и важная работа.

Но, помимо зарплаты, мы должны подумать и о другой острой проблеме — о проблеме жилья для работников культуры, в первую очередь для миссионеров культуры, тех, кто идет работать в село, в малые города, о работниках музеев, библиотек, тех самых ДК.

Если я не ошибаюсь, Валентина Ивановна, в Санкт-Петербурге была запущена специальная программа «Жилье работникам бюджетной сферы», смысл которой состоял в том, что в Год учителя по этой программе семьи учителей, стоящих в очереди на жилье, были обеспечены им на льготных условиях. Там шло софинансирование и частичное погашение ипотечного кредита, который получали на приобретение по себестоимости жилья работники бюджетной сферы образования. У нас есть соответствующие прецеденты в регионах по поддержке работников сферы культуры. Например, в Хабаровском крае со следующего года должна заработать программа предоставления работникам культуры квартир на условиях долевого финансирования: 30 процентов — краевой бюджет; 40 процентов — средства учреждения культуры и только 30 процентов — непосредственно личные средства работника.

Мы не можем эту практику осуществлять на федеральном уровне в силу специфики законодательства и бюджетного разделения полномочий. Однако я убежден, что в Год культуры эту практику уместно распространить во всех регионах России. Естественно, в тех масштабах, которые регион может себе позволить. Пусть каждый губернатор исходит из своих возможностей, но сам подход абсолютно правильный.

Резюмирую. Год культуры дает нам шанс дополнительно привлечь внимание к состоянию культуры в регионах, городах и на селе. Десятилетиями культурный и туристский потенциал регионов остается недооцененным, малоизвестным для самих россиян.

Год культуры — это ключ к созданию в нашем обществе нового отношения к культуре и ко всем, кто ей служит. Нам надо прожить этот год так, чтобы люди признали стратегическую ценность культуры для укрепления единства страны, сбережения, наращивания ее человеческого капитала и повышения конкурентоспособности России в мире.

Минкультуры России полагает важным, чтобы своеобразным стартом Года культуры стало широкое обсуждение концептуальных предложений. И сейчас, и в течение второй половины 2013 года мы планируем вплотную заняться подготовкой национального доклада по основам культурной политики России совместно с рабочей группой Администрации Президента и нашими научно-исследовательскими институтами. И завершиться это, очевидно, должно в рамках Послания Президента Федеральному Собранию и на декабрьском заседании Госсовета по вопросам культуры и образования с участием глав субъектов Федерации.

Еще несколько моментов я хотел бы отметить отдельно.

Во-первых, в отношении содержания нашей культурной политики. Мы исторически много внимания уделяем количественным показателям и форме: проведено столько-то гастролей, выпущено столько-то кинофильмов, столько-то релизов. И госпрограмма по культуре, которая, я скажу откровенно, готовилась еще предыдущим Министерством культуры, содержит широкое и большое количество количественных показателей. Они нарастают при условии выделения соответствующего финансирования (всегда говорится со звездочкой).

Мне кажется, очень важно сейчас прийти к пониманию того, что важно не только количество, но и содержание тех культурных проектов, которые мы поддерживаем.

Сразу скажу для средств массовой информации, что речь не идет о какой-то форме цензуры. Речь идет о том, что мы за то, чтобы расцветали все цветы в области культуры: ставилось как можно больше спектаклей, выпускалось как можно больше фильмов и как можно больше культурных проектов и инициатив выставочных, музейных и так далее поддерживалось и происходило. Пусть расцветают все цветы, но государство будет поливать только те цветы, которые соответствуют миссии государства, национальным и государственным интересам.

Мы впервые в этом годы заинтересовались, честно говоря, содержанием некоторых конкретных наших проектов. Это вызывает даже удивление у авторов этих проектов, но таково требование времени. И огромный поток писем и обращений, которые поступают в Министерство культуры, заставляет нас этим заниматься самым серьезным образом. При утверждении федеральных бюджетов на поддержку тех либо иных проектов мы будем, конечно, интересоваться содержанием.

Например, мы это вчера обсуждали с Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, при Министерстве, возможно, при Военно-историческом обществе, совместно с Историческим обществом России будет создан научно-методический совет, который будет с научной точки зрения давать экспертную оценку сценариям документальных и художественных фильмов, которые затрагивают тему истории России. Это не будет, естественно, обязательным требованием, но это будет оценка ученых, докторов наук и академиков — вообще, имеет ли предложений сценарий хоть какое-то отношение к истории или не имеет. А дальше пусть экспертная комиссия и конкурсная с учетом данного положения принимают решение о поддержке тех либо иных проектов.

Ключевым моментом Года культуры является поворот к регионам. Мы хотим, чтобы средства, которые направляет государство на развитие культуры, вкладывались и в проекты, и в инфраструктуру. В условиях крайней ограниченности нашего бюджетного финансирования, о чем я скажу отдельно, тем не менее, готовясь к этому заседанию, я хотел бы анонсировать несколько инициатив, которые начнут работать уже с этого года.

И я попрошу, Алла Юрьевна, создать соответствующую комиссию по рассмотрению предложений из регионов.

Предлагаем мы следующее: мы готовы будем в этом году выделить 50 грантов по 5 млн рублей региональным коллективам на творческие программы, на прямую их поддержку. Это будет впервые практика федерального финансирования массового региональных коллективов. Наши региональные подразделения будут производить отбор совместно с департаментом господдержки искусств.

Кроме этого, мы выделяем в этом году (они могут быть реализованы как сейчас, так и в следующем году) 50 грантов по 5 млн рублей региональным и краевым музеям на создание новых экспозиций в рамках Года культуры, обновление своей материально-технической базы и просто поддержку интересных музейных проектов.

И также в рамках Российского военно-исторического общества, а следующий год отмечается целой гирляндой дат и юбилеев, начиная со столетия начала Первой мировой войны, 200-летия рождения Михаила Юрьевича Лермонтова и прочее, прочее, прочее (я говорю о Лермонтове как об офицере в данном случае), будет выделено также 50 региональных грантов по 3 млн рублей на поддержку патриотических мероприятий, акций, военно-исторических клубов, секций, поисковых отрядов и так далее.

Общая координация этой грантовой политики будет осуществляться Министерством, присутствующей здесь Аллой Юрьевной Маниловой.

В рамках, кстати, этих грантов возможна также установка памятников, возможно приведение в порядок воинских кладбищ, могил и так далее. Но это то, что мы делаем, скажем так, из нашего внутреннего бюджета.

Я начал с того, что Год культуры — это не только возможность дополнительного финансирования, а закончу тем, что запланированные в госпрограмме культуры бюджеты вообще не предполагают никакого дополнительного финансирования. Более того, по утвержденной госпрограмме финансирование непосредственно мероприятий Министерства культуры, начиная с этого года, несколько снижается, а финансирование в целом культурной отрасли идет ровно. При этом этот показатель падает по отношению к ВВП страны.

Я назову цифру, которая, наверное, многих из вас удивит. В данный момент общее финансирование по линии Министерства культуры составляет порядка 86 млн рублей без дополнительных ассигнований, которые были выделены...

В. И. Матвиенко

Миллиардов.

В. Р. Мединский:

Да, миллиардов рублей. Без дополнительных ассигнований, которые были выделены решением Президента, и также в рамках перераспределения бюджета, полученного нами в этом году в силу проявленной инициативы. А в следующем году, если мы уберем все дополнительные ассигнования, то это снизится до 82 млрд рублей.

Общая сумма финансирования отрасли культуры будет составлять в этом году 100 млрд рублей без допов так называемых, в следующем году — 101 млрд рублей за счет некоторого увеличения бюджета Государственного Эрмитажа праздничного, Большого театра и ФЦП «Туризм».

Эта практика абсолютно неправильная, поэтому мы составили достаточно большую заявку на дополнительное финансирование, в первую очередь сориентированное на региональные учреждения культуры и на поддержку региональных проектов. И мы просим Совет по культуре и, Валентина Ивановна, Вас просим в рамках Года культуры наши инициативы политические поддержать.

Также я полностью согласен с Вами в том плане, что государство не должно являться единственным источником финансирования культуры.

Здесь мы должны привлекать и спонсоров, и меценатов, благотворительные фонды.

Только вчера мы проводили большое совещание у Собянина по строительству государственного центра современного искусства. И созданный попечительский совет этого центра взял на себя разработку за свой счет архитектурной концепции центра. Мы могли бы, в принципе, легко потратить на это бюджетные деньги, но это означает, что одним ДК в регионах было бы построено меньше. Считаем это неправильным. Поскольку бизнес готов поддерживать, надо с ним в этом отношении работать.

Мы знаем также прекрасно, что во многих странах Европы огромная часть затрат на культуру финансируется за счет проведения специальных государственных лотерей. Например, в Италии до трети бюджета на культуру идет из государственной итальянской лотереи. В Швейцарии — до 40 процентов, в Германии, по-моему, тоже порядка 20 процентов.

Почему мы отказываемся от этой практики? Почему мы считаем, что лотерея может быть только «Спортлото»? Я считаю, это неправильно. Конечно, они себя дискредитировали в лихие 90-е, но пусть их будет мало, пусть их будет две-три, но это будут лотереи, которые идут на государство, на организацию понятных мероприятий. Я бы также просил Совет по культуре в данном случае нашу инициативу по воссозданию государственной лотереи культуры поддержать.

И в целом нам надо, конечно, переходить от практики государство-меценат, как есть сейчас, когда государство просто спонсирует те или иные культурные институции, к практике государство-инвестор, когда государство вкладывает деньги, рассчитывая и на определенную отдачу.

До конца этого года Министерством будет разработана система оценки критериев эффективности работы каждого нашего подведомственного бюджетного учреждения, каждого ГУП, подведомственного Министерству культуры, и каждого акционерного общества, которое в той или иной степени управляется через совет директоров Министерством культуры и Росимуществом. Это будет понятная, прозрачная и публичная разработка критериев эффективности деятельности, будет разработан специальный параметр управленческой отчетности, и мы увидим, какие наши учреждения рассматривают государство просто как кормушку, а какие интенсивно развивают внебюджетную деятельность, привлекают посетителей, работают с инвесторами, работают с меценатами. Таким образом, оценка эффективности руководителей будет не субъективной, а, я надеюсь, совершенно объективной.

Уважаемая Валентина Ивановна, спасибо большое за внимание и, самое главное, спасибо большое за Вашу инициативу. Проведение Года культуры стало возможно благодаря Вашей энергии, это Ваша идея, и мы сделаем все возможное (Министерство), чтобы этот год не прошел незамеченным для наших регионов, чтобы каждый работник культуры, да, собственно, каждый гражданин почувствовал это на себе. Кто-то, может быть, обновил свою экспозицию в музее, кто-то поставил в рамках Года культуры новую постановку, кто-то отремонтировал долгожданный памятник, а кто-то лишний раз со своими детьми сходил в музей, в театр, сходил в кино и приобщился таким образом к культуре. Давайте работать в этом отношении вместе.

Указ Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры», часть II

Указ Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры», часть III

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору