Предстоящие мероприятия

Москва
11 декабря 2016

Москва
14 декабря 2016

Москва
16 декабря 2016

Москва
17 декабря 2016

Москва
17 декабря 2016

Москва
18 декабря 2016

Москва
20 декабря 2016


Москва
25 декабря 2016

Москва
25 декабря 2016

Москва
28 декабря 2016

Москва
13 января 2017

Москва
31 января 2017

Читайте на эту же тему



14 февраля 2016




«УХОДЯЩАЯ КЛАССИКА»

Добавлено 10 февраля 2016 Moris.larisa

КФО «Москонцерта», Александр Чернов (скрипка)

Александр ЧЕРНОВ, солист Москонцерта: «Человек должен посвятить себя искусству целиком, не отвлекаясь на все остальное. Нельзя утром учиться информатике, днем играть в волейбол, а вечером браться за скрипку».

Заслуженный артист России, скрипач-виртуоз Александр Чернов более тридцати лет работает в мастерской инструменталистов и чтецов концертного филармонического объединения Москонцерта, расположенного в Северном округе. За эти годы музыкант побывал с гастролями почти во всех странах Европы и Азии. Он давал сольные концерты на фестивалях во Франции, Германии, Польше, Испании, Италии, Японии и многих других странах. Своей главной целью Александр Чернов считает популяризацию классической музыки и развитие культуры в России.

«У меня была Шуйская гармошка, которую мне подарил дедушка, и где-то с пяти лет я уже играл на ней собственные композиции, — вспоминает Александр Чернов. — Вскоре бабушка отдала меня в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Моим учителем стал настоящий мастер русской исполнительской школы, профессор Борис Евгеньевич Кузнецов. Вообще он маленьких детей не брал, но бабушка его упросила. К несчастью, Борис Евгеньевич внезапно ушел из жизни: однажды я пришел, дверь в класс оказалась закрыта — прямо во время урока у него случился инфаркт. Это был выдающийся педагог, среди его учеников много известных музыкантов — Олег Каган, Нина Бейлина, Сергей Кравченко и другие. Борис Евгеньевич подарил мне прекрасный инструмент, на котором я играю до сих пор. Эта старинная скрипка — творение лучших итальянских мастеров, поэтому требует особого ухода и почтения».
Александр Чернов окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру у профессора Дмитрия Цыганова, основателя знаменитого квартета имени Бетховена. «Во время учебы в аспирантуре я поступил в Москонцерт, где и работаю по сей день, — продолжает музыкант. — Попутно выступал во многих коллективах: в камерном оркестре Musica Viva, в Российском камерном оркестре, очень много играл в ансамбле современной музыки Союза композиторов, лично знал Шнитке, Денисова, Гайбадулину». Александр Чернов был инициатором создания, вторым дирижером и главным концертмейстером Оркестра Москвы. В 1993 году музыкант собрал оркестр имени С. В. Рахманинова. Имя великого композитора было присвоено коллективу Правительством Москвы.

Александр Чернов: Искусство требует жертв

Много лет подряд Александр с огромным успехом выступал с сольными концертами в Германии. По приглашению фон да Хиндемита в июле 1997 года он дал серию концертов в швейцарском Блоне как скрипач и альтист. «За это время я побывал во многих странах, вместе со своим оркестром имени Рахманинова ездил на фестиваль в Прибалтику, Польшу, Испанию и другие страны. Но все-таки сольная карьера остается для меня основной, — признается Александр Чернов. — Сейчас я собрал ансамбль солистов Violini di Maestro, с которым за полтора года мы успели выступить на многих престижных сценах: в усадьбе „Кусково“, в „Коломенском“, во дворце на Яузе, в музее Глинки, в Доме музыки, Архиповском музыкальном салоне».

Александр Чернов исполняет практически всю скрипичную музыку, начиная с барокко и заканчивая сочинениями композиторов XXI века, в его репертуаре несколько уникальных программ мирового уровня — «24 каприса для скрипки соло» Паганини, «Все сонаты и партиты для скрипки соло в одном концерте» Баха, цикл из десяти сонат для скрипки и фортепиано Бетховена, цикл «14 великих скрипичных концертов». Эти выдающиеся и невероятные по трудности программы стали возможными для исполнения из-за практического применения музыкантом уникальных принципов игры: психологическим погружением в личность композитора, развитием до предела чувствительности пальцев обеих рук и отсюда — особым звукоизвлечением. Это можно назвать соединением школы старых мастеров с современными инновациями и технологиями будущего в исполнительском искусстве. Александр Чернов стал первым исполнителем многих произведений современных авторов, например, Анатоля Виеру, Яниса Ксенакиса, Эдисона Денисова. «Конечно, за эти годы сформировался очень обширный репертуар, — отмечает он. — Но в основе остаются любимые публикой произведения Вивальди и Паганини. С ансамблем Violini di Maestro мы освоили сорок концертов Вивальди, в том числе и те, которые никогда не исполнялись в России. Сейчас появилась возможность найти в интернете редкие ноты, гениальные вещи. Играли в том числе и по рукописям Вивальди». Разбирая старинные партитуры, музыкант сильно повредил зрение — пришлось делать операцию. «Искусство требует жертв», — философски комментирует это скрипач.

Александр Чернов стал первым исполнителем многих произведений современных авторов, например, Анатоля Виеру, Яниса Ксенакиса, Эдисона Денисова

Долгое время Александр Чернов преподавал в Московском государственном педагогическом университете, написал книгу «Искусство игры на скрипке», однако музыкант считает себя прежде всего исполнителем и отмечает, что преподавание — это тяжелый труд, который требует изрядной доли самоотречения как от педагога, так и от ученика. «Музыканты — это штучный товар, — говорит скрипач. — Человек должен посвятить себя искусству целиком, не отвлекаясь на все остальное. Нельзя утром учиться информатике, днем играть в волейбол, а вечером браться за скрипку».

Скрипач с уважением вспоминает о советском времени: тогда многое было под запретом и страна была достаточно замкнутой, но культура процветала. «В каждом городе была филармония, работали музыкальные школы, проходили постоянные концерты, в том числе и на заводах, — говорит артист. — В рабочий полдень там мог даже Ростропович выступать. Это способствовало духовному росту людей и всего общества. До конца не изучено, как это работает, есть определенные секреты, которые человек воспринимает на уровне подсознания».

По мнению Александра, современная массовая музыка способствует скорее деградации общества, чем его духовному развитию. «Все эти шумообразующие эффекты привлекают внимание, ритмы будят животные инстинкты, но голову не развивают, — уверен скрипач. — Те вершины, которых русская музыка достигла в лице Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, останутся непревзойденными. Золотой век классики, увы, прошел. Между тем, это не просто гениальная музыка, это настоящая связь с космосом… Показательна в этом смысле и западноевропейская музыка. Взять хотя бы все сонаты и партиты Баха. Я исполняю их в одном концерте — это два часа десять минут, но никто не то что выйти из зала — шелохнуться не может. Готовясь играть этот сложнейший концерт, я очень сильно заболел. В это трудно поверить, но ночью меня посетило настоящее озарение, и уже следующим утром я понял, как нужно играть эту музыку».

Александр приводит множество примеров удивительного воздействия музыки на человека. «Выдающийся американский скрипач и дирижер Иегуди Менухин вспоминал, что когда он играл на скрипке Моцарта перед дикарями из какого-то племени, они плакали, — рассказывает музыкант. — А услышав сонату Бартока, посвященную жертвам войны, они пришли в дикий необузданный восторг и стали трясти копьями! Как такое можно объяснить, если раньше они никогда не слышали ничего подобного? Или случай с „Марсельезой“, которую Руже де Лиль, не зная нот, написал за одну ночь, когда началась французская революция? Как к 30 годам Паганини уже создал свои удивительные каприсы? Или Бах, который, несмотря на множество детей и работу в церкви, умудрился написать столько гениальных вещей? Я считаю, что эти люди были коммуникаторами, проводниками, которые, неосознанно „подключаясь“ к энергетическому полю Земли, создавали такую гениальную музыку. В то время все игралось вживую, и публика могла посредством этой музыки постичь тайны мироздания, гармонию мира. Потом появились радио, запись — и качество звука испортилось, связь со слушателями пропала».

Скрипач считает, что классическая музыка начала исчезать в век войн и технического прогресса. «В тот момент произошел перелом во всем мире, — уверен он. — Люди предпочли войну созиданию, материальный мир — духовному. К несчастью, эта тенденция продолжается. Люди отучились понимать духовную сторону жизни, они отказались от нее. Любовь к искусству важно прививать с детства. Надо уходить от меркантильного подхода к жизни, от жажды материального обогащения в ущерб духовному развитию, только тогда на Земле воцарятся мир и гармония».

Александра РЫБАКОВА

severstolici.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору