В Баку открылся международный джаз-фестиваль.

Добавлено 26 октября 2015

В Баку открылся традиционный международный джаз-фестиваль. Среди его гостей — Дайана Кролл, Чарльз Ллойд, Нтджем Рози, группа Fourplay, которые представят на бакинской сцене свои лучшие композиции. С концертными программами выступят и азербайджанские музыканты — Салман Гамбаров, Эмиль Афрасияб, Исфар Сарабский. Об истории азербайджанского джаза и программе Бакинского фестиваля известный джазовый музыкант Салман Гамбаров рассказал в интервью «Москва-Баку».

— Как получилось, что западная музыка так укрепилась в восточной стране? С чьими именами ассоциируется азербайджанский джаз?

— Как и во всем Советском Союзе, в Азербайджане все начиналось с больших джазовых оркестров. Первый такой джаз бэнд был создан в 1939 году композиторами Ниязи и Тофиком Гулиевым. Через некоторое время Государственный эстрадный оркестр возглавил Рауф Гаджиев. Позже, в 60-х годах в Баку были созданы небольшие коллективы — джазовые трио, квартеты, на сцене выступали легендарные Вагиф Мустафазаде, Рафик Бабаев. Очень скоро их имена стали известны в мировой джазовой среде, они участвовали в фестивалях, давали концерты за рубежом. После обретения Азербайджаном независимости, открылась новая страница азербайджанского джаза, это была, своего рода вторая волна. И все это происходило на фоне развала СССР, сложной политической ситуации внутри Азербайджана, войны в Карабахе…

С 2002 года в Баку стал проводиться традиционный, ежегодный джаз-фестиваль, на который приезжают звезды мировой величины. Политика фестиваля предельна ясная: наряду с интеллектуальным, авангардным, современным джазом в Баку приезжают музыканты и других джазовых направлений, более легких и доступных для неискушенного слушателя. Так, в этом году наряду с Бобом Джеймсом будет выступать Чарльз Ллойд, это две противоположности в джазовом мире. А фестиваль открыла Дайана Кролл, у которой очень доступная, красивая музыка. Главная задача бакинского фестиваля — привлечь как можно больше слушателей, привить им вкус, что очень важно. В фестивале примут участие и азербайджанские музыканты, которым есть что показать.

— Как вы относитесь к новому поколению джазовых музыкантов?

— Очень хорошо, ведь они продолжают азербайджанские джазовые традиции. Появилось много музыкантов, которые играют в различных направлениях, сред них есть узнаваемые имена и те, кто еще ищет свой стиль в джазе, что, несомненно, сделать крайне сложно. Но если тебя узнают, то это о многом говорит. Нашим музыкантам это удалось сделать: они участвуют в зарубежных концертах, престижных фестивалях. Как показывает практика, организаторы джаз-фестивалей больше интересуются самобытностью нашего джаза. Я рад, что новое поколение — это Эльчин Ширинов, Исфар Сарабский, Эмиль Афрасияб — так увлечены джазовой музыкой.

— Кто является основной публикой джазовых фестивалей?

— На фестиваль приходит разная публика. Знаете, когда играешь джаз с этническими добавками, то можно собрать вокруг себя много поклонников, и как ориентирующихся в этой музыке, так и не разбирающихся в ней, но, тем не менее, каждый из них находит в ней что-то для себя.

— Что для вас означает этноджаз?

— Для меня этно это не только азербайджанская музыка, я работал также с индийским, монгольским, таджикским и другими народными фольклорами. У меня много международных проектов. Один из последних был реализован вместе с курдской певицей Айнур Доган. Мне понравились курдские народные песни, я представил их в более современной интерпретации, и через некоторое время этот проект имел большой успех, мы выступали с концертами за рубежом, записали альбом. Недавно я вернулся из тура по Китаю, где у нас было 18 концертов со звездой местной сцены, уйгурцем Перхадом Халигом.

— Что будет играть на джаз-фестивале в Баку?

— Я выступаю 26 октября в Международном центре мугама вместе со своими зарубежными коллегами — грузинским саксофонистом Резо Кикнадзе, ударником из Германии Клаусом Кугелем и украинским контрабасистом Марком Токарем. Мы придадим современное звучание немому фильму 1929 года «Моя бабушка», созданному грузинским режиссером Котэ Микаберидзе. Год назад мы уже «играли» этот фильм в Тбилиси, на этот раз представим его в Баку. Мы не договариваемся заранее, как будем играть, это импровизация, надо только почувствовать друг друга. Этот авангардный фильм — очень сложный по стилистике, у него непростая музыка. Впрочем, я и не люблю заигрывать со слушателями, предпочитаю делать то, что нравится мне, ведь джазовые музыканты, в большей степени, играют для себя.

— У вас ведь был похожий проект, связанный с азербайджанским фильмом?

— Да, это была импровизация немой кинокартины «Лятиф», снятой в 1930 году азербайджанским режиссером Микаилом Микаиловым. С этим фильмом на протяжении 15 лет мы объехали много стран. Последний раз играли ее на фестивале Piano Piano в Буэнос-Айресе, и я убедился, что этот проект все еще востребован слушателями.

— 2 ноября в программе Бакинского джаз-фестиваля заявлен Эстрадно-симфонический оркестр Государственного театра песни имени Рашида Бейбутова. Вы являетесь художественным руководителем ансамбля, что подготовили для фестиваля?

— Эстрадно-симфонический оркестр был создан полтора года назад, а его презентация прошла 17 декабря 2014 года, в день рождения легендарного певца Рашида Бейбутова, чье имя и носит наш театр. На фестивале выступим с обширной программой: будет звучать классический джаз, музыка в новой аранжировке, представим также инструментальные и вокальные композиции. Солистом будет Фарид Аскеров, который знаком публике больше, как поп-певец. На этот раз он выступит совсем в ином стиле.

— Какие у вас предстоящие планы? Над чем работаете?

— 7 декабря в бакинском Капельхаузе представлю джазовые обработки рождественских песен, проект реализуется при поддержке посольства Германии в нашей стране. Скоро в Баку ожидается также открытие Театра марионеток. Вместе с его руководителем Тарланом Горчу готовим музыкальную постановку «Лейли и Меджнун», созданную выдающимся азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым.
Знаете, я считаю, что джазовый музыкант универсален, он может, к примеру, записывать классическую музыку, в то время, как классический музыкант вряд ли осилит джаз. Джаз для меня — это форма мышления, свобода выражения. Я считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом.

Лейла Мурад, «Москва-Баку»
moscow-baku.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору