Предстоящие мероприятия



Москва
27 октября 2017








Москва
11 ноября 2017


Москва
12 ноября 2017

Москва
13 ноября 2017

Москва
16 ноября 2017

Москва
21 ноября 2017

Читайте на эту же тему





В Москве открылся фестиваль музыки Штокхаузена

Добавлено 31 мая 2017

Большой зал Московской консерватории, Международный фестиваль современной музыки «Magister Ludi/Магистр Игры»

В Большом зале консерватории впервые прозвучало одно из главных сочинений композитора

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
В Московской консерватории стартовал фестиваль Magister Ludi, посвященный музыке немецкого авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. В качестве основной площадки для проведения концертов был выбран Рахманиновский зал, однако вечер открытия было решено провести в Большом зале. Одно из главных произведений композитора — INORI («Поклонения») — впервые прозвучало на прославленной сцене. Но, правда, в записи.

Использование фонограммы в Большом зале консерватории — ход нестандартный и спорный. Однако в случае с INORI это оправдывается не только особой сложностью партитуры (российский оркестр вряд ли смог бы разучить ее в разумные сроки), но и наличием пластической составляющей, которую зрители увидели вживую.

На сцене, погруженной в темноту, — освещенный двухуровневый постамент. На него поднимаются три актера-мима (Алан Луафи, Агнежка Кус и Михаил Просняков). Каждый аккорд или музыкальная фраза отражаются в их жестах и перемещениях. Движения продуманы композитором до мельчайших деталей и прописаны в партитуре. За кажущейся легкостью «хореографии» скрывается сложнейшая нюансировка и, главное, особое эмоционально-смысловое наполнение: это не набор красивых па и даже не самовыражение, а мистический ритуал.

INORI уже звучало в стенах консерватории — 15 лет назад, на юбилее музыковеда Юрия Холопова, одного из первых в России исследователей Штокхаузена. Причем, партию мима тогда исполнял (под ту же аудиозапись) один из трех нынешних солистов — Михаил Просняков, а в качестве площадки задействовали одно из учебных помещений. Однако нельзя сказать, что в БЗК произведение впечатляет сильнее. Уникальная акустика не обогащает фонограмму, а ощущение духовной «синхронизации» с исполнителями-мимами возникает только на близком расстоянии.

Организаторы фестиваля и представители консерватории не скрывают: смысл проведения мероприятия в БЗК прежде всего символический.

— Московская консерватория выплачивает свой давний долг перед Карлхайнцем Штокхаузеном, — рассказал проректор МГК по научной работе Константин Зенкин. — Когда композитор гастролировал в России в 1990 году, он проводил свои концерты в здании МГУ, потому что настолько была велика инерция мышления людей, которые руководили музыкальной жизнью, что в этот зал и вообще Московскую консерваторию пустить его отказались. Теперь, наконец, время Штокхаузена пришло — и для консерватории, и для ее знаменитого зала.

Можно сказать с уверенностью: после фестиваля Magister Ludi в долгах перед композитором консерватория не останется. Помимо вечера открытия, где наряду с INORI прозвучала фонограмма еще одного сочинения — 24 Türin, публику ожидают концерты с живыми исполнениями камерных произведений мастера для различных составов, электроники и сольных инструментов.

— Программа фестиваля призвана продемонстрировать московским меломанам творчество Штокхаузена разных лет, — пояснил «Известиям» директор и исполнительный продюсер проекта Павел Скороходов. — Важно и то, что все приглашенные музыканты изучали сочинения Штокхаузена под его руководством, а некоторым из них композитор даже сделал посвящения.

Наряду с концертами в консерватории пройдут мастер-классы исполнителей и организаторов фестиваля. В том числе перед публикой выступит Катинка Пасвеер, директор Фонда Штокхаузена и в течение многих лет спутница жизни композитора.

Сергей Уваров
izvestia.ru/news/720362

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору