В Москве проходит юбилейный фестиваль Vivacello

Добавлено 13 ноября 2018 волонтер

Московский концертный зал «Зарядье», Международный Виолончельный фестиваль «Vivacello», Филипп Копачевский (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано), Артём Варгафтик, Борис Андрианов (виолончель), Борис Бровцын (скрипка), Максим Рысанов (альт)

Фото: Ирина Бужор
В концертном зале «Зарядье» открылся X фестиваль Vivacello, посвященный виолончельному искусству. В программах — симфоническая и камерная музыка, российские и зарубежные музыканты, звезды и начинающие виолончелисты, популярные партитуры и премьеры. Без мировой новинки не обошлась и программа открытия: с участием Бориса Андрианова, оркестра «Новая Россия» и дирижера Филиппа Чижевского прозвучала специально сочиненная для Vivacello вещь «T-S-D» Гии Канчели. Премьеру слушала Юлия Бедерова.

В этот раз проект, десять лет назад придуманный виолончелистом Борисом Андриановым и поддержанный Московской филармонией, к проведению которого вскоре подключился фонд «U-Art — ты и искусство», распространился на две центральные московские площадки — Зал Чайковского и «Зарядье», а также на Мультимедиа Арт Музей, Санкт-Петербург и Тбилиси. Таким охватом Vivacello начал напоминать другие крупные российские проекты — от Creschendo до Транссибирского арт-фестиваля. Но не только охватом: еще премьерами, играющими на сцене детьми, любовью к гала-форматам и неакадемическим жанрам, мастер-классами и заметной популистской интонацией отдельных программ, без которых не соберешь большие залы, хотя у Vivacello есть своя преданная аудитория.

В таких несколько кокетливых красках была прорисована программа открытия. Начавшись с кадров презентации на экране о десятилетней истории проекта, концерт неспешно и торжественно двигался к кульминации — выступлению фестивального оркестра виолончелей под управлением Давида Герингаса. А это почти 100 человек и 100 инструментов, разделенных на 12 пультов (по образцу 12 партий «Гимна» Юлиуса Кленгеля для берлинских филармоников), и самая известная музыка в их исполнении — миниатюры от Перголези и Генделя до Равеля и Гленна Миллера — звучали так пылко и гибко, как только можно себе представить. И хотя иногда ощущение веселого художественного аттракциона превалировало, в другие моменты удивительные качества звучания стоголового виолончельного организма, бравирующего музыкальной мимикой и нюансами, предлагали о нем забыть.

Первое отделение было выстроено конвенциональнее и открылось развернуто элегантной оркестровой живописью грузинского композитора Бидзины Квернадзе, а продолжилось российской премьерой виолончельного концерта итальянки Сильвии Коласанти для Давида Герингаса — вещью плотной и мастерской. Как рассказал ведущий концерта Артем Варгафтик, концерт «требовал продолжения и его дождался, и не раз»: он превратился в цикл, и теперь у него есть еще две части, которых мы, впрочем, не слышали (в любом случае это задел на будущее). Но представленное в этот раз в Москве по форме и исполнению выглядело совершенно цельным, даже приятно безапелляционным.

Совсем иначе звучал Канчели в концерте «T-S-D» для Бориса Андрианова с двойным посвящением — фестивалю Vivacello и Мстиславу Ростроповичу. Не сказать что 83-летний композитор разбрасывается премьерами, и «T-S-D» ожидаемо стал фестивальной сенсацией. Произведение, в названии которого зашифрованы названия трех гармонических функций (тоника, субдоминанта, доминанта), хоть и написано в исповедуемых Канчели традициях «новой простоты», представляет собой вовсе не три аккорда, а многослойное, многоплановое и даже как будто многовременное пространство. Канчели здесь кажется предсказуемым (он верен своей обычной интимной, личной интонации и даже конкретным мелодическим и гармоническим образам), но одновременно в чем-то совершенно неузнаваем. Обычно сглаженное стройностью и плавностью течения «воспоминательное» устройство его музыки здесь становится как будто оголенным, ершистым, разъятым в разреженном пространстве мысли. И оттого особенно незащищенным — ни персональным голосом солирующей виолончели (он почти что призрачный), ни окутывающей его партией оркестра (она такая же), так что призрачность как принцип здесь важнее, чем традиционная концертность. И вся музыка, как это нечасто бывает у Канчели, говорит не о прошлом, а о будущем.

В свою очередь, будущие программы Vivacello — это репризы прошлых лет, но не буквальные повторы. В расписании снова Тройной концерт Бетховена (Алексей Володин, Юлиан Рахлин, Эдгар Моро), немецкий виолончелист и композитор Штефан Браун в семейном дуэте с певицей и виолончелисткой Анне-Кристин Шварц (дуэт-лауреат премии Jazz & Blues Award), баховская программа по мотивам концерта 2010 года (виолончельные сюиты Баха и обработки Николая и Леонида Винкевичей). А также, что отдельно важно, камерная музыка, какую редко встретишь на больших сценах, с участием Кристофа Барати, Бориса Бровцына, Максима Рысанова, Филиппа Копачевского и других. И напоследок — «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, как нельзя более уместный в донкихотствующей фестивальной концепции.

Источник: www.kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору