В плену его музыки

Добавлено 13 ноября 2015

Фестиваль, посвященный 100-летию Свиридова

Поздним ноябрьским вечером в Петербурге под сводами Исаакиевского собора истаяли последние звуки всероссийского музыкального фестиваля «Невские хоровые ассамблеи», посвященного 100-летию великого русского советского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Основное место на фестивале было отведено его хоровому наследию.

В многовековой истории русской музыки хоровое творчество Георгия Свиридова имеет особый смысл и значение. Оно как памятник тысячелетней традиции русской хоровой литературы и одновременно возрождение этого древнего жанра. Лирика, то возвышенная, то иронически окрашенная, историческая тема и накал социальных страстей — все это нашло воплощение в свиридовском хоровом творчестве.

Первая и центральная тема свиридовского творчества — тема исторической судьбы России. Эту тему как эстафету Свиридов воспринял от своих непосредственных предшественников. В музыкальную летопись жизни России XX столетия он внес ряд новых страниц. Вокальная лирика на стихи великих русских поэтов Пушкина, Блока, Есенина соседствует с темами революции и гражданской войны. Вокруг этих событий сконцентрировано внимание композитора, к ним он постоянно возвращается.

Хоровое творчество Георгия Свиридова стоит у истоков нового направления, опирающегося на традиции вокального искусства русского хорового пения. Оно оказало огромное воздействие на исполнительство, на хоровую культуру в целом. Хоровые сочинения Георгия Свиридова — явление поистине мирового масштаба.

В программе фестиваля были практически все крупные хоровые произведения Свиридова: «Курские песни», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Пять хоров на стихи русских поэтов», «Песнопения и молитвы», «Снег идет», «Деревянная Русь», «Патетическая оратория», «Пушкинский венок», «Три стихотворения Пушкина» и другие.

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и национального характера, того, что сегодня называют менталитетом, свойственным русскому человеку. По свидетельству И. А. Ильина, ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими.

Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души» так пишет о загадочной русской песне: «Русь! Русь!.. Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?»

Глубоко чувствуя с детских лет потребность русского народа в песне и зная высокую оценку песенного творчества классиками русской культуры, сам Георгий Васильевич писал:«Соприкоснувшись с живым звучанием хора, я увидел в нем бездну возможностей. Звуковые средства хора богаты, неисчерпаемы, звучность его свежа, красива, гармонична. К этой гармонии духа, гармонии звучащей материи люди тянутся. Незаслуженно забытый нашими музыкантами жанр».

И Свиридов в стремительно разогнавшемся ХХ веке не только вывел этот жанр из тени, но и обогатил его новыми красками, придал ему жизненную энергию и сделал очень нужным для человеческого духа. «Хоровое искусство называют часто духовным искусством, и это во многом поистине так! Духовное нельзя сводить только к клерикальному, только к богослужебному — это глубоко неверно и было бы большой ошибкой… Как раз часто обиходная церковная музыка, и русского православия, и европейских образцов, бывает лишена высокого духовного начала, в ней — формальный элемент службы, обряда играет подчас большую роль, чем внутреннее погружение в таинство бытия. Вот это — погружение в таинство бытия и есть свойство великого искусства, которое всегда исполнено духовности. И в этом секрет его неувядания, сохраняемости во времени, бессмертия, как мы говорим».

В концертных программах фестиваля, конечно, была исполнена и музыка для сольного пения (песни и романсы на стихи классиков русской и советской поэзии), для симфонического оркестра (Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», Сюита из музыки к кинофильму «Время, вперед!», Маленький триптих для оркестра). Среди исполнителей можно отметить высокое вокальное мастерство заслуженных артистов России Дарьи Лейбовой, Петра Мигунова, Владимира Миллера, солистов петербургской Академической капеллы имени М. И. Глинки Олега Трофимова, Екатерины Завацкой, Александра Детинкина, Ольги Ширяевой, Николая Курбатова, Олега Радченко и других.

Основную нагрузку по исполнению музыкальных сочинений нес хор и симфонический оркестр Академической капеллы имени М. И. Глинки под художественным руководством народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России, профессора Владислава Александровича Чернушенко. Именно Чернушенко является вдохновителем и организатором не только этого фестиваля, но и всех фестивалей «Невские хоровые ассамблеи», и именно Чернушенко в последние годы жизни Свиридова работал вместе с ним над чудным сочинением «Песнопения и молитвы», удостоенным Государственной премии России в 1994 году.

Наряду с хором капеллы произведения Свиридова исполняли Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под руководством заслуженного деятеля искусств РФ профессора Станислава Грибкова, Концертный хор Академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловский театр) под руководством заслуженного артиста России Владимира Столповских, Хор мальчиков Санкт-Петербурга под управлением Вадима Пчелкина, Хор Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (дирижер заслуженный артист России Леонид Павлов), Академический хор имени Г. Сандлера Санкт-Петербургского государственного университета (дирижер Илья Кузнецов), Академический хор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) под руководством Елены Касьяновой и другие коллективы.

Подлинным венцом праздника свиридовской музыки стал вечер 5 ноября, когда в Академической капелле имени М. И. Глинки хор и оркестр Капеллы исполнили абсолютный шедевр Свиридова — «Патетическую ораторию» на слова Владимира Маяковского. Дирижировал ораторией Владислав Чернушенко.

Основную идею произведения сам Свиридов объяснял так: «Патетическая оратория» — это воспевание творческого духа, творческой силы, творческого начала, лежащего в основе всей жизни. В одном случае это революционная сила народных масс, преображающая мир разрушением старого. Это энергия тех же масс (преобразующая мир строительством), возводящих заводы, города-сады, пробуждающих к жизни целые области земли. Наконец, это творческая сила художника, уподобленная солнцу — символу всего живого, воплощению высшего творческого начала».

Успех «Патетической оратории» был ошеломляющим. Сразу после премьеры в октябре 1959 года это произведение начало свое триумфальное шествие по Советской стране, а работа Свиридова была отмечена Ленинской премией. В 1961 году оратория была инсценирована: режиссер Эмиль Пасынков осуществил театральную постановку оратории в Новосибирском театре оперы и балета. Позже оратория была поставлена и в Ленинградском Малом театре оперы и балета и не сходила с его сцены много лет.

Домой я возвращался через Дворцовую площадь и Невский проспект, окутанный сильным энергетическим облаком от исполнения этого произведения Свиридова и Маяковского, и невольно думалось о непреходящем значении Великого Октября в истории человечества, давшего миру колоссальный стимул для созидательного развития, для проявления лучших человеческих чувств — искренности, доброты, взаимопомощи, сострадания, любви и заботы о ближнем и о Родине… Думал о счастье родиться, жить и творить в лучшей части Земли — в России. Октябрь 1917-го указал миру путь к расцвету городов, стран и народов. Всё это есть в этом, вне сомнения, великом музыкальном произведении. Оно зовет к созидательной справедливой жизни. Как этого остро не хватает сейчас!

Юрий СИДОРОВ,

профессор, доктор технических наук

Санкт-Петербург

sovross.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору