В разгар кризиса Челябинская филармония вновь отличилась

Добавлено 02 декабря 2015

Челябинская филармония

В то время как остальные урезают, сокращают, оптимизируют фестивали, переводя их в формат биеннале, а то и вовсе оставляя «до востребования», в Челябинской филармонии затевают новый форум, причем не местечкового уровня, а сразу же общероссийского, еще и с дальним прицелом. Всероссийский фестиваль гитарной музыки «Гитарные форумы» стартует уже в ближайшее воскресенье в Кыштыме, в областном центре его ждут 8 декабря.

Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ

Не стали мелочиться

— Как? Как вы решились на это, да еще и в разгар кризиса? — пытаю художественного руководителя фестиваля, известного в городе и за его пределами джазмена Валерия Сундарева.

— Это не я решился, — усмехается Валерий Петрович и рассказывает предысторию: — В нынешнем году отмечается 100-летний юбилей американского гитариста-виртуоза и одного из изобретателей электрогитары Леса Пола, и в это же время фирма Gibson выпустила вариант гитары archtop. Наташа Риккер заметила это совпадение и предложили провести просто концерт, посвященный этим событиям. Мы пришли к Пелымскому (Алексей Пелымский, директор Челябинской филармонии. — Авт.), а он говорит: «Почему концерт? Давайте фестиваль проведем!» Мы, честно говоря, были ошарашены таким предложением. Поскольку разговор произошел как раз во время поездки с диксилендом в Крым, я позвонил Алексею Кузнецову в Москву (А.Кузнецов, известный джазовый гитарист, участник первого и второго «Супертрио», хедлайнер Челябинского фестиваля. — Авт.), и после возвращения в Челябинск началась работа по подготовке.

В результате через два с половиной месяца новый фестиваль стартует в жизнь. Он будет посвящен такому популярному музыкальному инструменту, как гитара. Помимо московского гостя в нем примут участие джазовые музыканты из Тюмени и Екатеринбурга. Фестивалить джазмены собираются не только в областном центре, но и в Кыштыме и Миассе, к концертным программам прилагаются мастер-классы.

Созвать и собрать команду, подготовить программу, договориться о гастролях, открытых уроках, найти на все эти удовольствия деньги, и всего за два месяца с хвостиком — все это похоже на ненаучную фантастику. Впрочем, лишь для тех, кто не знаком с работой Челябинской филармонии. Команда Пелымского всегда славилась работоспособностью и результативностью, а еще творческим подходом и легкостью на подъем, чего по нынешним временам не во всех творческих организациях сыщешь.

Цирк или джаз?
Однако помимо творческой команды есть еще одна составляющая — зрители. Именно им предназначаются все творческие акции и посылы.

— Уверен, публика нас поддержит, — качает головой Валерий Петрович. — Гитара едва ли не самый популярный инструмент в мире. Она очень разноликая: может быть цыганской, испанской, джазовой, рок-гитарой и прочим. Сейчас появилось множество приспособлений, гитарных синтезаторов, которые превращают один инструмент в целый оркестр. К тому же, думаю, что имя Алексея Кузнецова челябинским любителям джаза знакомо и привлечет внимание. Насколько я помню по своим поездкам в Миасс и Кыштым, там весьма неплохо принимают и понимают джаз.

— И что же вы хотите предложить?

— Будем исполнять джазовые стандарты в необычных аранжировках. Все мы этим занимаемся, а поскольку все мы разные, то и аранжировки отличаются по стилю. Плюс к этому в программу войдет современная музыка самых последних лет — 2014 — 15 годов. Будем играть в дуэте, трио и даже квартетом, Леша Кузнецов согласился на соло.

— Обычно в джазовом составе гитара одна, две, гитарные квартеты явление достаточно редкое…

— Не слишком. Такой прием обычно используют на больших гитарных фестивалях, где собирается много музыкантов-гитаристов. Как-то по Интернету я видел концерт, на котором играли 100 гитаристов одновременно. Это было во Франции на концерте к 100-летию цыганского гитариста Джанго Рейнхардта. Они выучили его соло и честно оттарабанили в унисон, но это уже был цирк, а не джаз. У нас будет другое.

Самый популярный хедлайнер

Человек с самой распространенной, то бишь популярной в России фамилией станет хедлайнером фестиваля. Алексей Кузнецов-младший, кстати, родился в Челябинске. Еще его отец, тоже Алексей Кузнецов, но старший, был практически первым советским джазовым гитаристом.

— Отец Леши работал с Цфасманом, Утесовым, и Леша пошел по его стопам, — рассказывает собеседник. — Он один из немногих, кто играет только джаз, не размениваясь на что-либо. К тому же он занимается популяризацией инструмента, проводит мастер-классы, любит общаться с коллегами, он сразу же откликнулся на предложение провести в нашем институте искусств мастер-классы.

— А у нас есть с кем проводить? Классическую гитару преподают в ЮУрГИИ, а что насчет джазовой?

— В академии культуры есть джазовое отделение, но по большому счету джазовая гитара не преподается. А вот в Магнитогорской консерватории раньше работал Костя Корчагин, и у него учились хорошие ребята. Здесь у него как-то не заладилось.

— Но ведь вам же нужны молодые ребята, все говорят о дефиците молодых, хорошо обученных кадров.

— Знаете, я считаю, что энтузиасты будут всегда. И это великое дело. Многие пришли в джаз самостоятельно.

— Но все равно база нужна, профессионализм еще никто не отменял, это только повышает уровень.

— Правильно. Но если профессионалу это неинтересно, не нужно, он никогда не станет джазменом. А если нужно, тогда ты будешь заниматься, репетировать, играть упражнения каждый день. Я до сих пор этим занимаюсь.

Задорная ставка

К слову, челябинский гитарный форум отнюдь не единственный в стране. Понятно, что в этом деле больше поднаторели столицы и в первую очередь Санкт-Петербург, но есть и отдельные продвинутые в джазовом отношении регионы, как, например, Самара.

— Чем собираетесь выделяться из общей массы?

— Выделяться собираемся молодостью и задором, — подмигивает Сундарев.

И это не просто слова. Побывав на гастролях в Крыму с «Уральским диксилендом», где, кстати, Валерий Сундарев является солистом и заодно музыкальным руководителем, пристрастный слушатель видел и слышал реакцию публики, крики «браво!», «молодцы!», «вы — лучшие!», комментарии типа «во старики дают!» и прочее. А поскольку на фестивалях собираются, как правило, люди одной крови, то, вероятно, и приглашенные Сундаревым гости существуют в аналогичном джазовом темпоритме, а значит, драйв фестивалю обеспечен.

С другой стороны, директорская поддержка ускоряет полет творческой фантазии.

— Первый фестиваль у нас получился спонтанно, а дальше будем выходить за рамки джазового форума, — поясняет главный фестивальный креативщик. — На фестивале должна присутствовать гитара во всех проявлениях — от классической до авангардной, хорошо бы подтянуть и зарубежных исполнителей.

— Какова мечта художественного руководителя фестиваля? Кого хотели бы привезти?

— Мечта привезти Мэтини (Патрик Брюс Мэтини, американский джазовый гитарист и лидер групп Pat Metheny Group и Pat Metheny Unity Band. Обладатель 20 премий «Грэмми». — Авт.), но боюсь, что это нереально. Он приезжал с концертом еще в СССР в 1987-м, вызвал большой фурор.

— А кого реально пригласить?

— Скофилда или Стерна. С европейцами еще проще договориться, они более легки на подъем. Однако об этом пока рано говорить. Сначала нужно удачно стартовать и понравиться зрителям.
Виктория ОЛИФЕРЧУК
vecherka.su

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору