В свободном переводе

Добавлено 18 ноября 2017

Артём Варгафтик

Новая сцена Александринского театра и Камерный оркестр «Дивертисмент» представляют: цикл из 5 дневных субботних концертов в фойе Новой сцены «Музыка в исполнении оркестра „Дивертисмент“ и в толковании Артёма Варгафтика».

Камерный оркестр «Дивертисмент» был создан в 1990 году благодаря энтузиазму профессора Санкт-Петербургской консерватории Е. Комаровой и нескольких ее учеников.

С 1998 года коллектив возглавляет заслуженный артист России Илья Иофф.

Имея и без того огромный репертуар, состоящий не только из общепризнанных шедевров классической музыки от эпохи барокко до минимализма, но и программ смешанных стилей и направлений — эстрадных, джазовых, «Дивертисмент» постоянно пополняет его, открывая для себя и своих слушателей новые или малоизвестные страницы классической музыки.

Оркестр много и успешно сотрудничает с современными русскими композиторами. С. Слонимский, Л. Десятников,

Г. Корчмар, Г. Канчели, Н. Хрущева, П. Карманов, В. Мартынов — вот далеко не полный список авторов, чья музыка звучит в концертных программах коллектива. Не ограничиваясь рамками русской культуры, коллектив стал известен в России как исполнитель шедевров западноевропейской музыки различных эпох — от барокко до современных опытов с электроникой и перфомансом.

Илья Иофф -- скрипач, руководитель оркестра «Дивертисмент», ведет класс скрипки в Санкт-Петербургской консерватории, доцент, заслуженный артист России, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в номинации «Исполнитель концертных программ» (2013), почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

Артём Варгафтик — радио- и тележурналист, получил известность благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». В настоящее время является обозревателем «Радио России. Культура» и постоянным участником множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Иофф:

— Любое прикосновение к музыке — интерпретация. Любая интерпретация — перевод. За подстрочник берутся многие, к свободному переводу подступают лишь самые смелые. Свободный перевод это почти соавторство — Шекспир — Маршак, Бизе — Щедрин, Шуберт — Десятников… Пярт, размышляющий о Бриттене, струнный оркестр «Дивертисмент», исполняющий Вагнера, истории, рассказанные А. Варгафтиком, -- это попытка свободного, но очень бережного перевода культурного контекста, в котором существует мир.

Восхитительное современное пространство Новой сцены Александринского театра, органично вписанное в консервативный исторический центр Петербурга, -- тоже в своем роде свободный перевод.

Артём Варгафтик:

— Язык музыки понятен, но непереводим, а еще по-своему совершенен и самодостаточен. И их много, языков музыки, причем зачастую именно перевод с одного на другой помогает открыть совершенно новые музыкальные миры.

При этом слова музыке не нужны -- только тишина и время, ровно столько, сколько она просит. Есть, правда, еще один вариант: наполнить звучащее время каким-то новым знанием -- или знанием старым, знакомым, но хорошо забытым. О той реальной жизни, из которой она родилась, или о том, что она сама значила для тех, кто ее придумал и продолжает придумывать, -- вот где открываются удивительные возможности для свободного перевода: с языка фактов, обстоятельств и событий на язык «остановленных мгновений».

В программе цикла «В свободном переводе»:

21 октября (сб) 16:00

БУНТОВЩИКИ ЭПОХИ

Альфред Шнитке (1934−1998). Concerto grosso № 3 для двух скрипок, клавесина, колокола и струнных

Хайнрик Игнац Бибер (1644−1704). Battaglia

Рихард Вагнер (1813−1883). Вступление и смерть Изольды (из оперы «Тристан и Изольда»), версия для струнных Григория Корчмара (2016)

Солисты: Лидия Коваленко (скрипка), Илья Иофф (скрипка), Михаил Блехер (клавесин)

3 февраля (сб) 16:00

8 ½

Антонио Вивальди (1678−1741). Времена года, четыре концерта для скрипки с оркестром

Сергей Ахунов (р. 1967). Времена года для струнного оркестра

Настасья Хрущева (р. 1987). «Медленно и неправильно» для фортепиано и струнных

Солисты: Настасья Хрущева (фортепиано), Илья Иофф (скрипка)

17 марта (сб) 16:00

Illuminations

Бенджамен Бриттен (1913−1976). Lacrymae (размышления на тему песни Джона Доуленда) для альта и струнного оркестра

Арво Пярт (р. 1935). Cantus памяти Бриттена

Бенджамен Бриттен. Illuminations, вокальный цикл для голоса и струнных

Солисты: Вера Чеканова (сопрано), Лидия Коваленко (альт)

28 апреля (сб) 16:00

Слушай тишину

Владимир Мартынов (р. 1946). «Хорошо темперированная красота» для двух скрипок и струнных

Павел Карманов (р. 1970). Green DNK

Арво Пярт (р. 1967). Tabula rasa для двух скрипок, фортепиано и струнных

Солисты: Лидия Коваленко (скрипка), Илья Иофф (скрипка), Михаил Блехер (фортепиано)

26 мая (сб) 16:00

Nach Schubert

Леонид Десятников (р. 1955). «Как старый шарманщик» для скрипки и струнного оркестра

Cофья Губайдуллина (р. 1931). Nach Schubert для флейты, скрипки и струнных

Франц Шуберт (1797−1828). Соната Arpeggione для альта и струнных

Солисты: Мария Федотова (флейта), Лидия Коваленко (альт), Илья Иофф (скрипка)

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору