В Зальцбурге началась «Неделя Моцарта»

Добавлено 27 января 2015

В городе Моцарта проходит традиционный фестиваль, посвященный дню рождения величайшего композитора всех времен и народов, который появился на свет 27 января.

Среди участников фестиваля — пианисты Пьер-Лоран Эмар, Андраш Шифф, Мицуко Утида и Фазиль Сай, скрипачка Изабель Фауст, виолончелисты Готье Капюсон и Мари-Элизабет Хекер, дирижеры Николаус Арнонкур, Джованни Антонини, Томас Хенгельброк и Марк Минковский; два год назад он также занял должность художественного руководителя фестиваля.

Теперь в центре программы необычная постановка: сценическая версия кантаты Моцарта «Кающийся Давид» с участием Бартабаса и знаменитого театра «Зингаро», объединяющего в своих спектаклях конный цирк и элементы балета. «Мы с Марком давно обсуждали, что нового можно сделать с Моцартом в рамках спектакля, но чтобы это была не опера, — рассказывает директор фестиваля Матиас Шульц. — Стали думать о сцене Школы верховой езды, а это подсказало идею пригласить Бартабаса. Соединить с его театром фактически концертную программу музыки Моцарта — это не цирк, не кич, это что-то особенное. И мы решили рискнуть». В спектакле звучат еще два произведения Моцарта — Адажио и Фуга, а также Масонская траурная музыка. Из ключевых фигур «Недели Моцарта» Марка Минковского, как и Андраша Шиффа, выделяет особое постоянство. Уже давно оба приезжают на фестиваль буквально каждый год, и оба вознаграждены за это. Шифф — единственный участник форума, в течение двух дней подряд выступающий с одной и той же программой. Минковский — единственный дирижер, которому впервые за долгое время фестиваль предложил поработать над оперой. Дело было пять лет назад — «Идоменей» Моцарта в постановке Оливье Пи прошел с большим успехом. Вскоре Минковский стал художественным руководителем «Недели Моцарта», взяв на себя ответственность в первую очередь за оперу. Свою деятельность во главе форума маэстро начал с постановки «Луция Суллы» — ранней оперы Моцарта — с Роландо Вильясоном в заглавной партии. Через год последовала опера «Орфей и Эвридика» Глюка, поставленная к 300-летию со дня рождения композитора.

Помимо трех представлений «Кающегося Давида», Минковский дирижирует еще двумя концертами, в остальном за афишу фестиваля отвечает Шульц. Как и предыдущий директор фестиваля Штефан Паули, Шульц не забывает о современной музыке — ряд вечеров посвящен творчеству Эллиота Картера. Этот американский композитор умер два назад в возрасте ста трех лет, однако по живости ума и дерзости идей давал фору большинству молодых коллег. Два концерта, где прозвучат сочинения Картера и Моцарта, дадут солисты Камерного оркестра Европы во главе с пианистом Пьером-Лораном Эмаром.

Еще один цикл нынешней «Недели Моцарта» — все симфонии Шуберта; их представят Николаус Арнонкур, Андраш Шифф, Лоранс Экильбе, а также молодые дирижеры Пабло Эрас-Касадо, Андрес Ороско-Эстрада и дебютирующий в Зальцбурге Юрай Вальчуха. Впервые выступают на фестивале также Антонелло Манакорда и Айнарс Рубикис, главный руководитель Новосибирского театра оперы и балета. Афиша следующего форума впервые за несколько лет обойдется без сценической постановки; компанию Моцарту составит Мендельсон, а наше время будет представлено сочинениями Анри Дютийе. Настоящим же репертуарным прорывом для Зальцбурга станет Симфониетта № 2 Мечислава Вайнберга; на закрытии фестиваля ее исполнит камерный оркестр «Кремерата Балтика».Эмар известен как виртуоз составления интригующих, парадоксальных и в тоже время убедительных программ; нет сомнения в том, что это будут лучшие вечера фестиваля. Однако «Неделе Моцарта» в целом не хватает блеска, который отличал ее в эпоху Штефана Паули, обращавшегося к музыке ХХ века гораздо чаще. Смело комбинируя ее с сочинениями Моцарта и его современников, Паули составлял афишу, у которой был единый сюжет — и свой сюжет у каждой программы в отдельности. Шульц же скорее мыслит не концепциями, а циклами, в первую очередь, конечно, моцартовскими: все струнные квинтеты, квартеты, все фортепианные сонаты. Хотя такая нехитрая идея, как ежегодное исполнение нескольких симфоний Гайдна, помогла бы сохранить в программе фестиваля дух эпохи и музыки Моцарта, не повторяя из года в год одних и тех же его сочинений.

Текст: Илья Овчинников
www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору