Предстоящие мероприятия


Москва
21 октября 2017


Москва
27 октября 2017







Москва
13 ноября 2017

Москва
16 ноября 2017

Читайте на эту же тему







Вечер интеллектуальной оперы на фестивале «Опера Априори»

Добавлено 17 марта 2014

Большой зал Московской консерватории, «Art-Brand», Алексей Курбатов (фортепиано, композитор), Международный оперный фестиваль «Опера Априори»

У фестиваля «Опера Априори», который заявил о себе в феврале, – новый формат. Это своеобразный эксперимент, на который пошли организаторы, чтобы привлечь искушенную столичную публику. Он предполагает три вида программ: гала-концерты, камерные выступления и оперные премьеры. На этот раз в Большом зале консерватории был представлен необычный проект – «Интеллектуальная опера: за гранью воображения».

Что за жанр такой – интеллектуальная опера, и чем принципиально отличается от привычной нам оперы? На первый взгляд: вся структура жанра соблюдена. Правда, акценты иные. Так, «Черный монах» Алексея Курбатова напоминает психологический триллер, но без картинности и внешнего действия.


На руку и концертное исполнение, движение – может только отвлечь от внутреннего развития. Эта история – очень личная для композитора. Несмотря на то, что бесед с черным демоном – не ведет, Курбатов писал ее будто про себя.


«Идея гения и сумасшествия, насколько гений – сумасшедший для окружающих и что происходит, если его попытаются вылечить, потеряет ли он свой талант, и если даже потеряет, что останется от его искры», – говорит Алексей Курбатов.


Сам Алексей – пианист по профессии, композитор по призванию. Про себя говорит: не сочинять – не могу. Эту искру называет «сумашедшинкой», думает, она есть у каждого артиста, правда, бывают и исключения.


«Надеюсь, я не творческий человек, я нормален психически, не болен, наверное, – говорит тенор Максим Пастер. – Он прав, конечно, все мы немножко лошади, как у Маяковского».


Максим Пастер, как всегда, остроумен, обаятелен, на ходу разучивает партию магистра Андрея Коврина. Интеллектуальную оперу XXI века Пастер избегает: эта музыка взрывает мозг. Но сочинение Курбатова – исключение, язык – простой, мелодичный – доступен каждому.


Кому-то соседство опер Курбатова и Бартока может показаться странным. Но дирижера Павла Сорокина не смущает;


«Язык совершенно разный у них обоих, но Курбатов – человек талантливый и поэтому вполне, я думаю, Барток бы был не против, чтобы кто-то с ним еще исполнялся – талантливый человек», – отмечает Павел Сорокин.


Впрочем, Бела Барток был бы счастлив, услышав это сочинение в исполнении своих соотечественников. Венгерские солисты – Балинт Сабо и Ильдико Комлоши – как никто знают о нюансах исполнения национальной музыки.


«Конечно, для каждого из нас музыка Бартока имеет особое значение, – говорит Балинт Сабо. – Я исполнял партию герцога Синяя борода не раз, но с Ильдико на одной сцене в этой опере – впервые»


На создание оперы Бартока вдохновила поэзия Метерлинка. Результатом стал сложный символистский текст. Акцент композитор делает на внутреннем мире человека, с его демонами и чудовищами.


«Прежде всего моя героиня – очень сильная, волевая женщина, – рассказывает Ильдико Комлоши. – Она действительно любит герцога, а в моем случае, как – этого партнера можно не любить?! А потом финал оперы не так однозначен, да, перед ней открылись все двери – грехи Герцога, но нет окончательных ответов, чем все это завершится - один большой вопросительный знак».


Богатства души можно направить как во благо, так и во зло, ведь самый большой враг человека – он сам. Ребус, за который взялся Барток, не имеет одного единственного решения.


Новости культуры

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору