Предстоящие мероприятия

Москва
с 24 сентября 2017 по 3 июня 2018





Москва
24 октября 2017

Москва
24 октября 2017


Москва
24 октября 2017





Москва
26 октября 2017

Москва
26 октября 2017




Москва
27 октября 2017

Москва
27 октября 2017


Москва
28 октября 2017




Москва
29 октября 2017

Москва
29 октября 2017

Москва
30 октября 2017

Москва
30 октября 2017

















Москва
11 ноября 2017



Москва
12 ноября 2017


Москва
13 ноября 2017



Москва
16 ноября 2017



Москва
21 ноября 2017


Читайте на эту же тему







Ведущие театры и консерватории отстояли право на президентские гранты

Добавлено 29 июля 2014

Московская консерватория

Олег Табаков, Владимир Урин, Валерий Фокин и Александр Соколов убедили министра культуры не менять систему поддержки творческих коллективов

Александринский театр. Фото: wikipedia.org/Florstein
Министерство культуры согласилось сохранить нынешнюю систему гарантированных президентских грантов для ведущих организаций в сфере искусства. Об этом «Известиям» сообщил источник, участвовавший в переговорах. Официальные спикеры Минкультуры на момент сдачи статьи были недоступны.

Проблема зрела давно: со времени учреждения президентских грантов в 2002 году число грантополучателей росло со стихийной неотвратимостью. К 2013-му система стала настолько громоздкой, что Владимир Путин поручил перевести поддержку искусства на конкурсные рельсы. К 1 октября 2014 года Минкультуры должно было разработать методику проведения конкурса.

На коллегии министерства, состоявшейся в начале июня, Владимир Мединский настаивал: бороться за гранты должны все — от скромных региональных трупп до Большого театра. Бронь, заслуженную достижениями предков, по его убеждению, нужно нещадно снимать.

В ответ лидеры Большого, Большого драматического, Малого и Александринского театров, МХТ имени Чехова и Московской консерватории отправили коллективное письмо министру в защиту нынешней системы и дополнили свое письменное воззвание устными выступлениями на нескольких специальных встречах с ним в Москве и Санкт-Петербурге. Министр лидеров услышал и теперь, по всей вероятности, Минкультуры предложит президенту не лишать «золотой фонд» российской культуры гарантированной поддержки.

«Известия» поговорили с четырьмя мэтрами и узнали, чем они аргументируют свое нежелание соревноваться с более слабыми конкурентами.

— Когда президент, отреагировав на инициативу Юрия Хатуевича Темирканова (худрук Санкт-Петербургской филармонии. — «Известия»), учреждал эти гранты, проблема была в зарплатах, — вспоминает гендиректор Большого театра Владимир Урин. — Зарплаты в федеральных учреждениях культуры были настолько низкими, что начался отток специалистов. Даже муниципальные московские и петербургские коллективы получали больше федеральных учреждений. Была придумана система грантов, но по сути это была система повышения зарплаты творческих работников.

Урин, как и ректор Московской консерватории Александр Соколов, убежден: если гранты отменить, эмиграция артистов и музыкантов возобновится.

Авторы письма понимают противоречие между термином «грант», предполагающим конкурс, и реальной функцией президентской поддержки — повышением зарплат. И предлагают простое решение.

— Нужно взять и перестать играть в игры. Давайте не будем путать божий дар с яичницей и назовем эти гранты добавкой к заработной плате, — говорит худрук Александринского театра Валерий Фокин.

И хотя Владимир Урин, например, «не может всерьез предположить, что Большой театр лишат гранта» в случае открытого конкурса, его коллеги защищают право прославленного коллектива на ошибку.

— Любой великий театр переживает взлеты и спады, — отмечает Александр Соколов. — У него есть право на передышку, на эксперимент, на смену поколений. В какой-то момент театр может оказаться не очень убедительным с точки зрения статистики, но он должен быть защищен статусом, завоеванным за многие годы.

— Большой театр не перестает быть Большим, даже если у него сейчас худший период. Александринский театр готовится к 259-му сезону. Разные были этапы, но он всегда был старейшим национальным театром России, — вторит Валерий Фокин.

Мэтры сетуют на то, что система, изначально созданная для поддержки лучших, стала неконтролируемо разрастаться и сама привела себя к кризису.

— Когда гранты выдавались в первый раз, в список были внесены те, чьи заслуги известны на протяжении долгого времени, — напоминает худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков (на самом деле драматические театры вошли в список грантополучателей со второго раза, то есть с 2006 года. — «Известия»). — А потом пошло: Мариинский, Большой, Малый, средний, крупный... Стал действовать принцип «а мне кусочек?». Вот теперь, скажем, Минусинский театр небольшим грантом обладает. Я не был в Минусинске, не видел спектаклей Минусинского театра. Говорю не о качестве этих спектаклей, а о взгляде на вещи. Думаю, было бы правильно вернуться к первому указу Владимира Владимировича Путина. И оставьте дискуссию «почему мне не дали».

Народный артист готов подать пример воздержания.

— Я ведь в течение этих лет руковожу не только Художественным театром, а еще и своим подвальным театром (Московский театр под руководством Олега Табакова. — «Известия»). И у меня никогда даже мысли не возникало просить грант, хотя в этом подвальном театре последние 11 лет заполняемость зала 99%.

— Между прочим, это не мы беспрерывно расширяли круг грантополучателей, — воинствует Валерий Фокин. — Он же искусственно расширялся: этого не обидеть, того не обидеть, давайте еще из регионов «приклеим». Я за регионы. Там есть коллективы, которые имеют право на грант, например, Волковский театр в Ярославле. Но нельзя же искусственно расширять! Развели до ста коллективов, а теперь не знают, что делать (гранты президента и правительства в настоящее время получают 84 коллектива. — «Известия»). А то мы сделали неправильно, а теперь возьмем и всё отберем. Это большевизм чистой воды! Признайте, что были неправы и ищите выход из этой ситуации.

Рассуждая о необходимости исполнить указ президента, театральные деятели предлагают создать дополнительную систему грантов, расходуемых на конкретные творческие проекты. И вот за эти деньги они готовы бороться наравне с молодыми коллективами.

— Если вводить конкурсную систему, то дополнительно к существующей. Можно найти деньги и поддерживать конкретные творческие проекты, как это происходит во всем мире. И тогда Большой театр наравне с Минусинским драматическим театром, Дальневосточным театром оперы и балета, Мурманским драматическим театром будет участвовать в этом конкурсе, — обещает Владимир Урин.

Александр Соколов предлагает несколько другой, более великодушный принцип — конкурс только для молодых коллективов как возможность присоединиться к заслуженным грантополучателям.

— Конкурсная система была бы оправдана при дальнейшем расширении круга грантодержателей. Молодые коллективы должны конкурировать, доказывать свое право на грант. Те, кто над чертой, и будут для них стимулом, примером для подражания. В то же время «золотой фонд» не станет кастой неприкасаемых при том, что все остальные отсечены от господдержки.

Предложенный министром принцип, по которому абсолютно все гранты распределяются в открытом конкурсе, Валерий Фокин считает «просто глупым».

— Когда все коллективы и организации ставятся на одну доску и оказываются в конкуренции — это не просто несправедливо, это бездарно. Есть вещи, которые нельзя сравнивать. Есть корневые учреждения культуры.

Олег Табаков, рассуждающий о конкурсах в сфере искусства, еще более скептичен — и афористичен.

— Это абсурд. Вы какие ноги больше любите: тонкие кривые или толстые кривые? Тонкие кривые? Ну вот, а я, понимаете, просто совсем не могу, если кривые.

Ярослав Тимофеев
izvestia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору