Виолончелист Александр Князев впервые сел за орган в Пицундском храме

Добавлено 30 октября 2015

Концертный зал Пицундского храма, Александр Князев (виолончель, орган)

Известный российский органист и виолончелист Александр Князев поделился своими воспоминаниями о начале своей карьеры органиста в Пицундском храме.

Органист и виолончелист Александр Князев рассказал Sputnik о своем первом выступлении в органном зале Пицунды. Беседу вел Бадрак Авидзба.

— Александр Александрович, свою карьеру органиста вы начали в Пицундском храме, расскажите о том, как это произошло.

— Это был мой первый концерт на органе, и произошло это в 1987 году. Пригласил меня в Пицунду мой друг Нодар Чанба, тогда он руководил хоровой капеллой. На концерте я должен был сыграть на виолончели, но попутно я тогда увлекся органом. Я спросил, могу ли поиграть на органе, Нодар ответил согласием, и вот так я первый раз в жизни сел за орган, я запомнил даже день, это было 2 сентября, и вот с тех пор я занимаюсь органной музыкой. Я приезжал в Абхазию до войны каждый год, но потом естественно был перерыв.

— Какое ощущение произвел ваш первый органный концерт?

— Я чувствовал себя невероятно вдохновленным и счастливым, вообще храм в Пицунде для меня особенный, это культурный центр для Абхазии, и это очень важно. В наше непростое время я считаю, что культура и духовность — самое главное в жизни. То, что существует такой орган в Абхазии, люди приезжают не только отдыхать, но и есть духовная сторона, очень важно. Это прекрасный инструмент известной немецкой фирмы «Schuke». Надо сказать, что сейчас в Калининграде эта фирма поставила один из лучших органов в России. Я хорошо знаю эту фирму. Орган очень хорошо комбинируется с акустикой храма.

— Музыканты говорят, что каждый орган неповторим по своему звучанию, какая особенность у пицундского инструмента?

— Все органы очень разные, во многом это, конечно, зависит от акустики, ведь орган — это не просто инструмент, который можно поставить где угодно, это инструмент, вмонтированный в данное помещение. Орган в Пицунде уникален тем, что он стоит именно в этом храме, его звучание очень гармоничное, оно одновременно мягкое и мощное. Когда я играю на нем, я очень удовлетворен, я нахожу в нем все краски, которые я хотел бы использовать.

— Вы выступаете с концертами во многих странах мира, что можете сказать об абхазских слушателях классической музыки?

— Здесь меня всегда встречают очень тепло. Когда я еще выступал с Нодаром Чанба, мы несколько раз играли и в Сухумской филармонии, это всегда было очень приятно, публика всегда была довольна.

— Намечены ли планы на ближайшие выступления в Абхазии?

— Мы дружим с первой абхазской органисткой и художественным руководителем органного зала Пицунды Мариной Шамба, она меня регулярно приглашает на органные концерты, последние 5–6 лет я каждый год бываю в Пицунде, я очень люблю это место. Там потрясающе красиво, там, конечно, изумительный орган. В следующем году планирую выступать на органном фестивале.

Каждый год хотя бы один раз приезжаю в Абхазию с концертом, я надеюсь, что эта традиция будет сохраняться, потому что с Мариной Шамба мы очень дружим. Она удивительнейший человек, людей такой невероятной доброты я в своей жизни очень мало встречал. Она сделала величайшее дело, я ей желаю успеха, потому что органная музыка очень важна для Абхазии.

Любая страна сильна своей культурой. Очень важно, чтобы культура сохранялась, и я сам от себя буду делать все возможное для того, чтобы в Абхазии было еще больше концертов, возможно, в будущем буду привозить еще и других музыкантов, у нас в России много талантливых музыкантов, и очень сильная органная школа. Поскольку с Абхазией мы в близких добрососедских отношениях, мне очень хочется, чтобы как можно больше хороших музыкантов приезжали с концертами в ваш замечательный храм. Контакт с Абхазией всегда придает мне силы, укрепляет мою веру.

— Через несколько дней исполнится ровно 40 лет с момента открытия органного зала в Пицунде, что бы вы хотели пожелать абхазским музыкантам и слушателям?

— Я хотел бы пожелать прекрасной музыки, чтобы ее было еще больше, чтобы звучала гениальная музыка, которая была написана для этого инструмента такими великими композиторами как Бах, Гендель, Моцарт, Вивальди, чтобы мы все радовались нашему счастью.

Sputnik Абхазия: sputnik-abkhazia.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору