Виолончелист, взошедший на пик музыкального Олимпа

Добавлено 07 апреля 2017

Взошедший на пик музыкального Олимпа виолончелист А. Йонита выступит в Литве

Всего за один год он потерял своего отца, в детстве жил с матерью в Румынии на зарплату 120 евро в месяц, а сегодня это один из лучших виолончелистов последнего десятилетия, в одном из основных состязаний — конкурсе П. И. Чайковского — завоевавший I-е место и золотую медаль.

Румынский виолончелист А. Ионита впервые прибудет в Литву, где с пианистом Каспарасом Уинскасом выступит 24 апреля — в Клайпедском концертном зале, 25 апреля — в Каунасской филармонии и 26 апреля — в Национальной филармонии Литвы в Вильнюсе.

А.Ионита — выходец из простой, бедной румынской семьи, своим невероятным талантом покорил весь мир, а в одном из самых важных конкурсов опередил сотни конкурентов. Кто он? Чем живёт и с чего начался его путь? — об этом эксклюзивное интервью Андрея ЙОНИТА для публики Литвы.

— Вы один из обладателей первой премии одного из престижнейших международных состязаний. Такого успеха добиваются единицы. Как это достижение изменило вашу жизнь, и важна ли эта победа для вас в целом?

— Конкурс им. П. И. Чайковского — словно Олимпийские игры в спорте. Если ты уже сыграл все туры, весь репертуар, выдержал давление, значит, можешь сделать в жизни что угодно. Конкурс транслировался по одному из крупнейших каналов классической музыки — Medici. tv, так что прямые трансляции и записи просмотрели тысячи людей, такую аудиторию слушателей трудно себе представить.

Я участвовал в конкурсе, не думая о призовых местах. Для меня самым важным была музыка и возможность играть для столь широкой аудитории. Публика была удивительная, каждый раз на сцене я чувствовал, что она понимает всё, что я хочу сказать. А ведь в этом и есть смысл музыки. Перед этим блекнут все титулы и победы. Когда объявили моё имя, я был в полном шоке.

Конечно, после победы моя жизнь вступила в новую фазу. Меня стали приглашать лучшие оркестры мира и фестивали, появились новые возможности для карьерного роста, что важно для меня, как музыканта.

— Давайте поговорим о начале вашего пути. Почему вы выбрали виолончель? Во сколько начали играть?

— На самом деле это смешная история, потому что я начал играть на фортепиано, а вовсе не на виолончели, когда мне было пять или шесть. Преподаватель через некоторое время предложил моей маме, что мне, возможно, лучше учиться игре на струнных инструментах, таким образом, я взял в руки виолончель в восемь лет. Я сразу же понял, что этот инструмент — моя первая любовь, хотя начинать учиться играть на таком музыкальном инструменте столь поздно, да ещё хотеть чего-то достичь… Это довольно авантюрный шаг, да и руки нужны гораздо длиннее, чем у меня. Но, видимо, так уж всё было суждено. Многие, в том числе и моя мама, предлагали выбрать не музыку, а какую-нибудь другую область, но моё сердце уже нашло свой путь.

— Вы из семьи музыкантов?

— Моя семья — меломаны, но не музыкальные профессионалы. Мама играла на фортепиано в школе и часто пела в любительском хоре. Я хорошо помню, как ходил с ней на хоровые репетиции.

— Каковы ваши музыкальные цели и стремления?

— Пока я просто хочу наслаждаться выступлениями на сцене, на которой я, вероятно, чувствовал бы себя вполне комфортно, как дома. Разумеется, многие молодые музыканты стремятся стать успешными, играть на всех сценах мира, но в конце концов всё-таки понимаешь, что самое большое счастье и стремление — это когда после концерта к тебе приходят слушатели со слезами на глазах: тогда ты понимаешь, что твоя самая большая цель достигнута.

— Что для вас самое важное в музыке? Какую весть вы стремитесь передать слушателям?

— Я считаю, что музыка является самым мощным видом искусства, которое может повлиять на людей так сильно, как ничто другое. Поэтому, на мой взгляд, — самое главное быть честным и дать музыке естественно изливаться.

— Какая форма музицирования вам больше всего по душе: камерная музыка, соло или с оркестром?

— Я не могу выделить какую-то одну в качестве любимой, но если нужно, отвечу: последние несколько лет я очень скучаю по камерной музыке.

— Есть ли у вас свой музыкальный герой?

— Наряду с двумя моими любимыми преподавателями — Ани-Мари Палади из Бухареста и Йенсом Петером Майнцем из Берлинского университета искусств, я выделил бы виолончелистов Даниила Шафрана и Стивена Иссерлса. Мне даже повезло несколько лет назад играть с ним «Воспоминание о Флоренции» П. И. Чайковского, и это событие всё ещё живо во мне.

— А какой период или композитор вам ближе всего по сердцу?

— Д. Шостакович, безусловно, мой самый любимый композитор с тех пор, как я открыл его в ранней юности. Я мгновенно нашёл связь с его страстью, страданиями и безнадежным сарказмом… в то время как музыка написана столь интеллигентно, что ты чувствуешь, как каждая нота стоит на своём месте.

— Как вы думаете, классическая музыка имеет будущее? Она всё ещё актуальна?

— Это очень непростой вопрос. Прежде всего — в современной классической музыке не хватает новой, но очень хорошо написанной классической музыки. Исполнители по-прежнему продолжают играть произведения гениев прошлого, которые молодой аудитории могут показаться устаревшими. Однако, на мой взгляд — классическая музыка вечна и действительно выдержит экзамен временем.

— Каковы ваши планы на будущее?

— Пока мои концерты расписаны до конца 2018 года. Так что намечается напряжённый период и очень мало времени для отдыха, которое я пытаюсь использовать максимально.

— Знаете ли вы что-нибудь о Литве? Возможно, вы когда-то играли в странах Балтии? Чего вы ждёте от концертов в нашей стране?

— Я уже играл в Латвии и Эстонии, поэтому Литва является единственной страной Балтии в моём списке, где я ещё не бывал. Я знаю, что литовский язык является одним из самых сложных и самых интересных европейских языков. В школе я немного узнал о Литве, о Вильнюсе и Каунасе, так что теперь жду возможности посетить эти удивительные города и познакомиться с литовской аудиторией. Я также с нетерпением жду встречи с пианистом Каспарасом Уинскасом, и надеюсь, что наше сотрудничество будет прекрасным.

Краткое досье:

А.Йонита вызвал настоящую сенсацию на конкурсе им. П. И. Чайковского, где был удостоен Золотой медали. Особенная насыщенность извлекаемых им звуков, своеобразие и свобода музыкальных интерпретаций очаровали членов жюри и зрителей во всём мире.

Сегодня его приглашают выступать в таких концертных залах как Берлинская филармония, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Cadogan Hall в Лондоне и в ряде других. В следующем сезоне он будет выступать с симфоническим оркестром Токио, Филармоническим оркестром Чехии, а также отправится в концертный тур по Японии, Германии, Финляндии, выступит на музыкальных фестивалях в Люцерне и Marlboro.

Виолончелист был избран исполнителем «BBC New Generation» в 2016—2018 гг.

А.Ионица играет на виолончели работы Джованни Баттиста Руджери 1671 г., которая ему была предоставлена немецким фондом «Музыкальная жизнь».

Виолончелист родился в 1994 г. в Бухаресте (Румыния). Его музыкальный путь начался с фортепиано, на котором он научился играть с пяти лет. И только с восьми взял в руки виолончель, которая стала его первой любовью. Он учился у профессора Ани-Мари Палади в Бухаресте, а затем — у проф. Йенса Петера Мейнца в Берлинском университете искусств.

Концерты в Литве:

24 апреля — Клайпедский концертный зал

25 апреля — Каунасская филармония

26 апреля — Национальная филармония Литвы в Вильнюсе

www.obzor.lt

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору