Виртуозный квартет

Добавлено 28 декабря 2017

Борис Андрианов (виолончель), Карельская филармония

В концерте камерной музыки выступили доцент Петрозаводской консерватории Людмила Пищик и бывшие выпускники консерватории, ныне солисты симфонического оркестра Карельской филармонии Ирина Значко, Денис Дорофеев и Ольга Дорофеева. Они с блеском исполнили сочинения Шумана, Малера, Бриджа и Сантаны.

Людмила Пищик (сидит), слева направо: Ольга Дорофеева, Ирина Значко и Денис Дорофеев. Фото: glazunovcons.ru
Можно ли назвать Петрозаводск музыкальным? Ответ однозначный — безусловно, да! Филармония постоянно зазывает на концерты, а ведь кроме этого есть и другие большие и малые очаги культуры, где постоянно с большей или меньшей интенсивностью не устает биться музыкальный пульс. И главный из них — конечно же, наша Петрозаводская консерватория, вступившая в этом году во второе 50-летие. Вскоре она в обновленном после реконструкции виде вернется в свое здание, распахнет гостеприимные двери Большой концертный зал, который с момента появления стал одной из любимых точек притяжения верных поклонников музыки. Но даже и во время реконструкции преподаватели и студенты консерватории продолжают действовать в привычном творческом ритме, изыскивая любые возможности для приложения своих профессиональных сил и проведения концертов. А уж сколько их было проведено за пятьдесят лет, подсчитать просто невозможно. Это по большому счету — эпоха!

Поводом высказаться стал концерт камерной музыки, который может служить замечательным примером того высокого исполнительского уровня, который присущ большинству подобных концертов. Его участники — доцент консерватории, заслуженная артистка Карелии Людмила Пищик и бывшие выпускники консерватории, а ныне солисты симфонического оркестра Карельской филармонии Ирина Значко (скрипка), лауреат международных конкурсов Денис Дорофеев (альт) и Ольга Дорофеева (виолончель). Концерт прошел в зале детской музыкально-хоровой школы 18 декабря и как многие концерты нынешнего года был посвящен пятидесятилетию Петрозаводской консерватории.

В таком составе квартет выступил не впервые, все его участники хорошо знакомы посетителям концертных залов. Автором идеи и организатором вечера стала Людмила Пищик, пианистка, обладающая богатым опытом работы с музыкантами различного ранга — от студентов до выдающихся солистов.

В Карелию она приехала в 1970 году после окончания вначале знаменитой одесской музыкальной школы имени Столярского, воспитавшей плеяду выдающихся музыкантов нашего времени, а затем Одесской консерватории имени А. Неждановой. Человек одаренный природой не только музыкально — в выборе профессии с музыкой конкурировали литература и театр — в итоге она все-таки предпочла музыку. Творческая обстановка в петрозаводском вузе, в первые десятилетия именовавшемся Филиалом Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, где налаживали учебный процесс многие профессора alma mater, весьма способствовала ее последующей деятельности. Главной творческой нишей Людмилы Пищик стало ансамблевое исполнительство. Судьба связала ее со многими музыкантами, среди которых особое место принадлежит хорошо известной в нашей республике скрипачке Доре Шварцберг, за большой вклад в музыкальную жизнь республики получившей звание заслуженной артистки Карелии.

С Дорой Людмила училась в одном классе школы Столярского. Здесь они подружились, вместе поступали в консерваторию. Но скрипачка, прозанимавшись в одесском вузе два года, перевелась в Московскую консерваторию, с окончанием которой вообще покинула страну, пополнив ряды российских музыкантов за границей. В силу идеологических обстоятельств подруги не имели возможности не только встречаться, но и переписываться. Лишь снятие «железного занавеса» вновь соединило их. На протяжении нескольких лет, начиная с 1994 года, Дора Шварцберг, ставшая за минувшие годы на западе выдающейся солисткой и педагогом Высшей школы музыки в Вене, привозила своих учеников на фестиваль «Музыка. Юность. Надежда», проходивший на базе Петрозаводского музыкального училища имени Карла Раутио. Здесь демонстрировали свои таланты юные ученики Доры, постепенно и ее выступления стали нередким явлением в концертной панораме города и республики. Много раз она становилась участником Костомукшского фестиваля искусств, возглавляемого Виктором Гориным, а затем и фестиваля «Белые ночи Карелии».

А между тем творческое поле деятельности Людмилы Пищик расширялось. Она стала постоянным партнером в дуэте с Дорой Шварцберг, вместе с ней приняла участие в днях культуры Карелии в Москве. Встречалась и выступала в ансамблях с виолончелистом Марком Дробинским (Франция), скрипачами Анжелкой Крпаном (Хорватия) и Люси Холл (Канада), музыкантами Японии, Китая, Кореи, многократно приезжавшим на «Белые ночи» уникальным кларнетистом Игорем Федоровым. Список ее партнеров будет неполным, если мы не назовем выраставшего на наших глазах благодаря частым приездам победителя конкурса Чайковского виолончелиста Сергея Антонова.

Варианты составов ансамблей, в которых выступала пианистка различны: фортепианный дуэт (со Светланой Художниковой), трио с Хорхо Боссо (Аргентина) и Дорой Шварцберг (с ними она гастролировала в Вологде, Норильске и на Кипре). Ее партнерами бывают не только инструменталисты, но и вокалисты. Все это свидетельствует о мастерстве пианистки, чутком понимании коллеги, и каждый раз подчеркивает, что камерно-ансамблевая игра — особый род исполнительства, где пианист не просто поддержка или помощник, но равноправный солист.

Состав призванных к участию в нынешнем концерте не случаен. Как минимум полтора десятилетия совместных выступлений связывают пианистку с альтистом Денисом Дорофеевым. Его возможности солиста были замечены еще на студенческой скамье. В 2005 году он стал лауреатом XIII международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, за чем последовали диплом международного конкурса Carlo Solivo в Италии (2008), звание лауреата в конкурсе имени Я. Сибелиуса в Турку (2013), причем сразу в двух номинациях — как солиста и как участника камерного ансамбля. Его творческие альянсы с Дорой Шварцберг, Хорхе Боссо, Люси Холл, Борисом Андриановым и другими о многом говорят.

Виолончелистка Ольга Дорофеева подключилась к совместной работе попозже, но в ее игре с самого начала чувствовались неординарные возможности. И действительно, она росла от концерта к концерту, ее инструмент всегда доставлял истинное удовольствие. А в этом концерте, исполняя в дуэте с Пищик Lamento из «Бразильской сюиты» Антонио Сантаны, она безоговорочно покорила аудиторию.

Скрипачка Ирина Значко — самая младшая участница квартета, однако за годы после окончания консерватории она, став артисткой симфонического оркестра филармонии, немало преуспела и в ансамблевом исполнительстве. Все начиналось с камерного оркестра в Специализированной школе искусств, продолжилось в студенческие годы в классах по специальности у доцента Бориса Смирнова, камерного ансамбля и струнном оркестре Nord-West Studium под художественным руководством Эдуарда Зондерегера, а также участием в оркестре Junge Kammerphilarmonie, c которым гастролировала в Германии и Италии. В 2005 году Ирина стала концертмейстером и солисткой международного оркестра Simfonietta Lentua (Финляндия). До последнего времени совмещала работу в симфоническом оркестре филармонии с концертмейстерством на кафедре камерного ансамбля Петрозаводской консерватории. И, конечно же, постоянно включалась в квартетное исполнительство.

Довольно изысканная программа концерта была составлена из произведений, созданных авторами для квартета и дуэтов для каждого из струнных участников с фортепиано. Получилась своеобразная трехчастная композиция, рамкой которой стали «Фантазия» для фортепиано, скрипки, альта и виолончели английского композитора Франка Бриджа, незавершенный Квартет Густава Малера a-moll и Andante cantabile из фортепианного квартета ор. 47 Роберта Шумана. По содержанию все произведения носят откровенно выраженный романтический характер — их наполняют чрезвычайно разнящиеся колоритные образы, яркая виртуозность.

Средний раздел программы составили «Сказочные картины» ор. 113 Шумана для альта и фортепиано, Романс ор. 6 № 1 — скрипка и фортепиано, Lamеnto Cантаны для виолончели с фортепиано.

Все это было с блеском исполнено участниками концерта, что оставило чрезвычайно приятное послевкусие.

Наталия Гродницкая

gazeta-licey.ru/top/642…rtet

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору