Владимир Федосеев: «Меня узнали в России через Вену»

Добавлено 28 мая 2016

Николай Луганский (фортепиано), Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

В рамках Собиновского фестиваля прошел концерт выдающегося коллектива современности.

26 мая в рамках XXIX Собиновского фестиваля прошел концерт Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева. Коллектив исполнил любимую многими популярную классику: «Маленькую ночную серенаду» Вольфганга Амадея Моцарта, интермедию для оркестра из балета Херонимо Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо», знаменитое «Болеро» Мориса Равеля и второй фортепианный концерт Сергея Васильевича Рахманинова. В последнем солировал народный артист России Николай Луганский.

Дружба двух великих музыкантов продолжается с 1991 года, когда Владимир Иванович пригласил молодого Луганского в гастрольный тур по Японии. Артисты признались, что работать вместе им легко, да и для зрителя понятна и ощутима общность их взглядов на искусство музыкальной интерпретации. Слушая слаженный, сыгранный коллектив, наслаждаешься удивительной свободой исполнения и понимаешь, насколько это драгоценно — выступать с теми, кого понимаешь без слов. Владимиру Федосееву уже 83 года, но по тому, как он держится на сцене и как ведет оркестр, об этом ни за что не догадаешься! Настолько гибким во время исполнения может быть маэстро. А слушать звучание оркестра под его управлением — невероятное удовольствие.

Пообщаться с маэстро нам удалось буквально в течение трех минут, но за это время Федосеев, что называется, «выстрелил не в бровь, а в глаз». Дело в том, что Собиновский фестиваль в этом году посвящен венской музыкальной традиции, а Владимир Иванович с 1997 по 2005 год был главным дирижером Венского симфонического оркестра, поэтому удержаться от вопроса: «Чем лично для Вас стала Вена?» было невозможно. Ответ маэстро, по меньшей мере, удивил.

«Я очень многим обязан Вене. Меня узнали в России через Вену, к сожалению. Нет пророка в своем Отечестве, я вам так скажу», — с горечью произнес Владимир Иванович и пустился в воспоминания о Бетховене, записи которого держал в руках в венских архивах.
А ведь и теперь всё то же самое! Российскому музыканту практически невозможно добиться признания на Родине, если заграница не сказала: «Супер!» И Федосеев — яркий тому пример. Еще в 1971 году свой оркестр ему доверил сам Евгений Александрович Мравинский! Концерт прошел в Ленинграде с большим успехом, но никакого резонанса в стране не было. С 1974 года Владимир Иванович возглавляет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне БСО имени П. И. Чайковского), но до конца 1990-х годов его практически не знали.

Что это за явление? Почему мы настолько не доверяем сами себе? Или просто не интересуемся тем, что происходит вокруг нас, какие люди рядом живут и работают? Почему для того, чтобы пойти на концерт, где, к слову, вчера был аншлаг, нам нужно предъявить длинный список заслуг перед мировой культурой?

Почему-то в нашем обществе укоренилась привычка опираться на то, «шо люды скажуть», и забывать при этом, что мы все — люди. И право на личную оценку есть у каждого, так же как и уши, чтобы слышать. Даже если вы никогда не учились музыке и думаете, что «ничего в этом не понимаете», никогда не поздно начать ее слушать. Хотя бы с наиболее известных произведений. А еще лучше — слушать известные произведения в исполнении разных музыкантов. Таким образом, через некоторое время вы начнете замечать нюансы и слышать красоту гармонии, даже если всю жизнь были уверены в том, что вам в детстве медведь прошелся по ушам.

Что нравится лично вам? В отношении искусства это один из наиболее важных вопросов. Пока мы не начнем себе его задавать и в целом интересоваться происходящим, нам так и придется сетовать на «утечку талантов». И поверьте, далеко не все, как Федосеев, потом согласятся вернуться…

Наталья Григорьева

riasar.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору