Владимир Овчинников: На любых конкурсах остается горечь

Добавлено 21 июня 2015

Владимир Овчинников (фортепиано), Андрей Коробейников (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Динара Клинтон (фортепиано), Андрей Гугнин (фортепиано), Юрий Фаворин (фортепиано)

20 июня XV конкурс Чайковского объявил имена полуфиналистов по трем специальностям, в каждой из которых во второй тур прошло по 12 человек. Особенно напряженным ожидание первых итогов было у поклонников фортепианной номинации — в первом туре состязалось 36 участников, многие из которых выступили ярко и запомнились публике. Однако результаты разочаровали большинство болельщиков. Так, во втором туре не будет Андрея Коробейникова, чья интерпретация последней сонаты Бетховена стала одним из художественных открытий прослушиваний. Не осилили конкурсный барьер Юрий Фаворин, Андрей Гугнин, Мойе Чэнь, Дмитрий Онищенко, Динара Клинтон, каждому из которых прочили участие в финале. Результаты первого тура «Российская газета» попросила прокомментировать члена жюри — пианиста, директора Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Владимира Овчинникова.

Какой вам видится общая картина нынешнего конкурса пианистов?

Владимир Овчинников: Исполнительский уровень невероятно высокий, играли очень интересные ребята. Конечно, нервы сказывались, потому что выступать на такой сцене, как Большой зал консерватории, это большое событие в биографии каждого музыканта и большая ответственность. Но по большому счету здесь собрались профессионалы, которые до этого прошли много других творческих соревнований. И конкурс Чайковского стал для них своего рода вершиной, которая показала и степень творческой подготовленности, и подход к программной политике, и отношение к сцене и публике. Не случайно многие выбрали поздние сонаты Бетховена — это показатель больших амбиций.

Результаты первого тура многих разочаровали. Не прошел во второй тур Юрий Фаворин…

Овчинников: Такое происходит на любых конкурсах, всегда остается некоторая горечь. Фаворин был одним из моих фаворитов и для меня его отсутствие во втором туре — неожиданность. Эта ситуация говорит только об одном: на все вкусы членов жюри не угодишь. Первый день конкурса, в который выступал Юрий, был очень сильным, но, видимо, последующие дни оттеснили те впечатления. Это ведь в каком-то смысле лотерея.

Одним из героев конкурса стал Андрей Коробейников, игравший последнюю сонату Бетховена. Его трактовка произвела на многих слушателей огромное впечатление. Почему ее не оценили судьи?

Овчинников: Коробейникова я знаю по предыдущим выступлениям и конкурсам. Он незаурядный музыкант, но на этом конкурсе показал себя с очень странной стороны. Его манера игры оставляла желать лучшего чисто в техническом плане. В начале его выступления я не сразу понял, что он играет именно Баха из-за того количества украшений, которые он внедрил в прелюдию. Я не сразу понял, что он играет Чайковского из-за безумного темпа и сумбурного стиля исполнения. То же относилось и к этюдам. И все это вместе стало неким предварительным действие по отношению к 32-й сонате. Когда он начал вторую часть в намеренно медленном темпе, стало ясно, что это его позиция. Но члены жюри ее не разделили. Кто-то, наверное, голосовал за него, но в целом его отношение к позднему Бетховену не встретило понимания. Он напомнил мне моего сокурсника Иво Погорелича, который во многих своих исполнительских принципах руководствовался тем, чтобы эпатировать публику. Но он имел право это делать по одной простой причине: с технической точки зрения к нему невозможно было придраться. Я думаю, что в случае с Андреем Коробейниковым это был вызов даже не публике, а музыкантам-профессионалам, сидящим в жюри.

А есть пианисты, которые не прошли, но которых лично вы хотели видеть во втором туре?

Овчинников: Конечно. Я очень жалею, что не прошли Фаворин и Гугнин, за которых я голосовал. Я болел за Андрея Дубова, в последний день мне понравился Андрей Осокин. Динара Клинтон замечательно выступила — была и трогательной, и виртуозной. Все они выглядели очень достойно. Я надеюсь, что их творческая жизнь будет складываться удачно, и они не будут обделены вниманием со стороны импресарио, менеджеров, филармоний и концертных залов. Ну, а нас, я думаю, ждет не менее интересное продолжение конкурса, чем его начало.

Елена Чишковская

www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору