Предстоящие мероприятия

Москва
27 сентября 2017

Москва
27 сентября 2017








Москва
25 октября 2017


Москва
16 ноября 2017

Читайте на эту же тему







Владимир первой степени

Добавлено 10 сентября 2014

Хибла Герзмава (сопрано), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Московский Международный Дом Музыки

Юбилей "Виртуозов Москвы" совпал с 70-летием Спивакова

Владимир Спиваков: Почему-то считается, что сначала надо все разрушить, а потом уже строить.Фото: Сергей Савостьянов / РГ
У Владимира Спивакова тройной юбилей - 35-летие "Виртуозов Москвы", 20-летие Благотворительного фонда и собственное 70-летие. В эксклюзивном юбилейном интервью "РГ" он поделился настроением.
- Владимир Теодорович, можно начать с неюбилейного? Все отечественные музыканты давно и с болью говорят о разрушенной системе музыкального образования, а правительство только что одобрило закон о дополнительном образовании - вы имели к этому отношение?

Владимир Спиваков: Надеюсь, что имел - много раз говорил об этом, в том числе на совете по культуре при Президенте. Думаю, что наше будущее также и в прошлом. Музыкальные школы были прочной основой, а с новым поколением уже есть проблемы - все меньше и меньше людей способны вот так сразу встать под флаг Национального филармонического оркестра, представлять Россию на международной арене как страну с высочайшими культурными традициями.

Владимир Спиваков:
Во всяком случае, уже много лет упомянутая вами "чрезвычайная тройка" и примкнувший к ним Спиваков не могут добиться особого статуса для Центральной музыкальной школы. Ведь она уникальная, Сталин эвакуировал ее из Москвы одной из первых. А нам до сих пор добиться особого статуса не удается, бодается теленок с дубом. В любой армии есть элитные войска, элита нужна, и её необходимо создавать. А ведь единственная подобная школа в мире есть только в Лондоне, да и появилась она после того, как Иегуди Менухин посетил ЦМШ.- Последние годы часто говорят о том, что в музыкальной жизни России все главное решает "чрезвычайная тройка" - Гергиев, Башмет, Мацуев. Вы согласны? И где видите себя при таком раскладе?

- Сейчас сами доращиваете кадры?

Владимир Спиваков: И не только себе, причем большими и тяжелыми трудами. У нас был замечательный опыт сводного оркестра молодых людей из стран СНГ, играли молодые музыканты из Грузии, Узбекистана, Украины, Армении, Белоруссии, Азербайджана. Уровень был разный, но, с большим количеством репетиций и самоотверженной тратой времени, все удалось собрать и привести к общему знаменателю. В результате, когда мы играли в ООН, после концерта ко мне против протокола подошел Пан Ги Мун и сказал, что это лучший день в его работе на этом посту.

Эффективность культуры


Владимир Спиваков: Меня это отпугивает. В памяти встает фигура Евгения Мравинского, который колоссальное количество времени тратил на подготовку к концертам. Иногда это были сочинения, которые он играл десятки раз. Сегодня великий маэстро был бы самым неэффективным. Вряд ли он бы успел на три концерта в разных городах в один день.- А откуда-то сверху из начальственных кабинетов все время говорят об эффективности во всех отраслях…

- Но ведь пресловутые требования к эффективности культуры - не только российская проблема?

Владимир Спиваков: Не скажите, не все идут по этому пути. Чтобы сохранить качество, например, в американских оркестрах вывешивают план работы на следующий год перед летним отпуском, и оркестранты обязаны за лето выучить свои партии, и часто играют их наизусть. Я был тому свидетелем.

- Только что видела такое планирование работ для оркестра Большого театра.

Владимир Спиваков: И оркестр, кстати, превосходный. Мне довелось дирижировать этим оркестром "Колокола" Рахманинова, премьеру которых сто лет назад дирижировал великий автор.

- Похоже, что и назначение Тугана Сохиева музыкальным руководителем Большого не обошлось без вашего участия? Он ведь впервые появился в Москве на сцене Дома музыки?

- Есть еще один замечательный музыкант, вовремя получивший вашу поддержку - сопрано Хибла Герзмава. Этот год она начала под облаками на церемонии закрытия олимпиады в Сочи и закончит на сцене Метрополитен со сложнейшей партией, но было время, когда не медаль на конкурсе Чайковского, а именно ваша поддержка была для нее очень важна. И ведь не только Хибле, которая сейчас собирается петь на концерте в честь вашего юбилея.
Владимир Спиваков: Сохиев работал с Национальным филармоническим оркестром России неоднократно, и оркестр его полюбил, но все-таки идея не моя, а генерального директора Большого Владимира Урина. Да, Урин был на концерте Сохиева и оркестра Капитолия Тулузы у нас в ММДМ. А я действительно дружен с Сохиевым, мы неоднократно вместе музицировали. Вспоминаю наш совместный концерт в Тулузе, когда один сумасшедший расстрелял людей, даже детей. В этом году Туган Сохиев выступал с НФОРом на фестивале классической музыки в Кольмаре (Владимир Спиваков - художественный руководитель фестиваля с 1989 года -"РГ"), и, надеюсь, будет дирижировать НФОРом еще не раз.

Владимир Спиваков: Ей никак не могли дать давно заслуженное звание, а я написал Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который был в то время Президентом РФ, и через три дня получил положительный ответ. Что же касается конкурсов, Евгений Кисин взошел на Олимп вообще без них. Сейчас он меня очень тронул: Женя не смог быть на юбилее, но специально снял студию Steinway в Париже и в качестве подарка записал на видео "Посвящение" Листа.

Неравнодушие - путь к счастью


Владимир Спиваков: До организации своего благотворительного фонда я стоял у истоков рождения "Новых имен" и первые благотворительные концерты мы провели для восстановления храма Большого Вознесения у Никитских ворот.- Так мы подошли к теме, заслуживающей особого внимания - ваш благотворительный фонд возник одним из первых в России.

- При нынешнем обилии благотворительных программ время от времени всплывают истории о злоупотреблениях. Вы успеваете контролировать благотворительный фонд вашего имени?

Владимир Спиваков: У меня даже мыслей таких нет, мне вообще трудно с моим воспитанием подобные вещи представить себе, в жизни не прочел чужого письма и не залезал в чужой шкаф. Спокоен за Благотворительный фонд абсолютно, вижу результаты постоянно. Счастлив, что дожил, когда вижу больших артистов, выросших с помощью фонда из талантливых детей. Просто нужно быть неравнодушным. Неравнодушие, вообще-то - путь к счастью. Для многих работающих в фонде людей это дело стало смыслом жизни, и, хоть это не наш профиль, фонд оплатил 114 операций. А вообще мы поддержали более 20 тысяч детей - не такая уж маленькая здоровая ячейка человеческого сообщества.

Боксерский раунд в Гарварде


Владимир Спиваков: Конечно! Начал пить "Новопассит"! Но, если серьезно, юбилей ведь не только у меня. Мировое турне в честь 35-летия "Виртуозов Москвы" начиналось с России, от Старого Оскола до Южно-Сахалинска и Хабаровска, а продолжалось месячным турне по США. Вот там я получал и цветы с траурной лентой и оборванными бутонами, и пикеты протеста. Чистейшая правда. Запад боролся за свободный выезд из СССР, теперь во время нашего концерта на сцену в Гарварде вышел молодой человек и стал говорить в мой адрес гнусности. Например, что я подписал письмо против Ходорковского, что неправда. Я на него пошел, раздумывая, не использовать ли мне спортивные навыки (у Владимира Спивакова спортивный разряд по боксу - "РГ"), но сдержался: он бы получил страховку и паблисити, а я американскую тюрьму. В итоге его унес полицейский. Но когда этот полицейский после концерта пришел ко мне в гримерку извиниться за инцидент, а я как раз приводил себя в порядок, он посмотрел на мою фигуру и сказал: "Нey, gay, you can do it". Хороший комплимент! Этот момент запечатлен в ютьюбе, там висит "концерт "Виртуозов Москвы" в Гарварде" - видно, что мы сошлись как два боксера в 10м раунде.- Весь год вы провели как обычно, в гастролях. Хоть какое-то юбилейное настроение уловили?

- Причина - ваши высказывания относительно ситуации в Украине?

Владимир Спиваков: Я не высказывался относительно Украины, я беспредельно, глубоко ранен тем, что там происходит. Как у Грига пьеса, помните - "Раненое сердце"? Мои родители из Одессы, и после того, что случилось в Доме профсоюзов, я не пожалел, что подписал письмо в поддержку Путина, хотя мне это стоило долгих размышлений. На войне очень трудно искать справедливость, и я мечтаю, чтобы это все скорее закончилось. У российских людей к украинцам ненависти нет. А информационную войну мы проиграли, и, боюсь, в следующем поколении в правительство в Киеве придут люди, отравленные стрелой ненависти к России. Вообще я спрашиваю свою совесть, как поступать, так вот - Фонд как поддерживал детей, в том числе с Украины, так и будет поддерживать. Что бы ни случилось.

Ивановка как русский Кольмар


Владимир Спиваков:
Знаете, как в старинной легенде - люди слишком рано убирают листья под деревьями, забывая, что это почва для растений. Необходимо хорошо постараться, чтобы, наконец, сделать концертные залы в усадьбах наших великих гениев. Вчера мы играли во Владимире у подножия руин замка графа Владимира Храповицкого. Символический жест, на концерте четыре с половиной тысячи человек стоя приветствовали оркестр. Убежден, что это место возродится, и усадьба с фонтанами и парком может стать русским Версалем. У нас есть Клин, и он мог бы стать местом паломничества людей всего мира, гений Чайковского сумел его покорить. Еще бывают неслучайные совпадения. Энтузиаст Александр Иванович Ермаков привел в порядок дом Рахманинова в деревне Ивановка Тамбовской области, а я в благодарность подарил ему икону XVII века с Архангелом Михаилом - и оказалось, что этот святой был покровителем семьи Рахманиновых.- Уже четверть века вы художественный руководитель фестиваля во французском Кольмаре. Да, в Москве существует фестиваль "Владимир Спиваков приглашает", но может ли маленький российский городок стать обладателем собственного события такого уровня?

- В этих местах могли бы регулярно выступать "Виртуозы Москвы" и НФОР?

Владимир Спиваков: И не только, многие оркестры России и мира сочли бы за честь. А пока в планах НФОРа, кроме остального, участие в концерте в Праге в январе - он посвящен освобождению советскими войсками Освенцима. Считаю это участие своим долгом. Историю ведь часто перелицовывают в угоду интересам правителей. Но интересы - это временное, а развитие нашего человеческого бытия происходит как бы между двумя точками - интересами и идеями. В конечном счете, победят идеи.

http://www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору