Во славу мира и радости

Добавлено 12 июля 2013

Так можно условно назвать программу, которой ровно через неделю откроется 20-й Фестиваль в Вербье. На афише первого концерта имена двух композиторов – Лера Авербах и Людвиг ван Бетховен. Между датами их рождения почти ровно два века. Но что их объединяет?

Композитор Лера Авербах (© Lera Auerbach)

19 июля в Вербье откроется юбилейный выпуск международного музыкального фестиваля, которым с момента его создания бессменно руководит Мартин Энгстроем и с которым Наша Газета.ch вот уже шесть лет поддерживает партнерские отношения. Мы уже представляли читателям программу этого года, а теперь, по традиции, переходим к серии репортажей и интервью, более подробно останавливаясь на отдельных моментах и неизбежных изменениях в последнюю минуту.

Первым произведением, которое прозвучит 19 июля в огромном, на 1400 мест, фестивальном шатре станет «Во славу мира» родившегося в Челябинске и живущего в Нью-Йорке композитора Леры Авербах, о которой мы уже неоднократно и подробно рассказывали. Сочинение это было заказано Лере Фестивалем специально, чтобы сопровождать знаменитую Девятую симфонию Бетховена «Ода к радости», которая прозвучит во втором отделении. Его исполнение в Вербье станет мировой премьерой.

Симфония Бетховена, написанная уже совершенно глухим композитором, взяла свое второе название по Ode an die Freude, поэме Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый случай, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Этот фрагмент, «Ода к радости», в аранжировке Герберта фон Караяна используется как Гимн Евросоюза.

Лера Авербах в своем сочинении сознательно использует тот же исполнительский состав, что и Бетховен: хор (американский The Collegiate Chorale, созданный еще в 1941 году), четыре солиста (сопрано Миа Перссон, меццо-сопрано Лилли Паасикиви, тенор Павол Брезлик, бас Мэтью Роуз) и оркестр (Оркестр Фестиваля в Вербье под управлением Шарля Дютуа).

Дирижирует Шарль Дютуа (© Nicolas Brodard)

Однако если Бетховен ограничился в своей Симфонии только поэмой Шиллера, то Авербах использует тексты авторов разных эпох и стран, как известных, так и анонимных, от древнекитайского философа VI—V веков Лао-дзы и афганского поэта 13 века Руми до современного теолога Кристиана Лехнерта.

Лейтмотивом произведения можно назвать слова неизвестного автора 21 века:

Все религии – одна песня,
И песня эта – песня радости,
Мы – единая семья людей
И молитвы наши одинаковы:
Чтобы наши дети создавали
Собственные песни в мире.

В гигантской фуге финального «Амена» использованы основные молитвы пяти главных религий: буддизма, ислама, христианства, индуизма и иудаизма. «Во славу мира» - не первый опыт Леры Авербах по объединению с помощью музыки разных языков и культур: напомним ее 18-частную мессу, написанную для Дрезденской государственной капеллы – в ней звучали тексты на 40 языках!

Мы внимательно следим за творчеством Леры и всегда радуемся ее успехам. Последний по времени – представление на прошлой неделе ее оперы «Слепой» в рамках Фестиваля в Линкольн-центре. Авторитетная газета New York Times посвятила этому событию развернутую статью.

Если кто-то из наших читателей будет на открытии Фестиваля в Вербье, мы заранее благодарим за сообщение о впечатлении об этом первом концерте.

У рояля — Михаил Плетнев

Фестиваль – это живой организм, поэтому изменения в его программе неизбежны. Мы постараемся сообщать вам о них как можно более оперативно. Вот, что известно на сегодняшний день.

Российский пианист Денис Мацуев вынужден был отменить свое участие в фестивале. В юбилейном концерте 28 июля его заменит замечательный американский пианист Николас Ангелич. Он же займет его место в Церкви 29 июля – в сольной программе прозвучат произведения Бетховена, Шопена и Шумана. А в утреннем концерте 27 июля Мацуева заменит народный артист России Михаил Мунтян, ученик выдающегося педагога Якова Флиера. Дуэт Башмет-Мунтян сформировался аж в 1976 году, поэтому можно не сомневаться, что концерт пройдет на ура. Это выступление станет дебютом Михаила Мунтяна на Фестивале в Вербье. В объявленной программе концерта кардинальных изменений не произошло.

Увы, не сможет участвовать в юбилейном концерте и регулярный участник Фестиваля композитор Родион Щедрин. Причина уважительная – 27 июля в Санкт-Петербурге состоится премьера его новой оперы «Левша», написанной по заказу Мариинского театра к 60-летию Валерия Гергиева. Понятно, что автору надо быть там.

Но есть и приятные сюрпризы. Так, после нескольких лет отсутствия в Фестивале вновь примет участие создатель и художественный руководитель Российского Национального оркестра Михаил Плетнев, уже приезжавший в Вербье в 2001, 2003 и 2007 годах. Всемирно известный пианист выступит в юбилейном вечере 28 июля, а также в заключительном концерте фестиваля, 4 августа. В его исполнении прозвучит виртуозная Сюита для фортепиано и оркестра легендарного советского композитора Александа Цфасмана. Ближе к дате концерта мы расскажем об этом произведении подробнее.

Надежда Сикорская, Вербье
http://www.nashagazeta.ch/news/cultura/15919

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору