Волгоградский симфонический. Перезагрузка.

Добавлено 13 января 2018

Волгоградская филармония

Одним из самых громких отечественных филармонических событий лета 2017 года стало реформирование Волгоградской филармонии. Сколько разной и порой недостоверной, и уж точно — всякий раз весьма эмоциональной информации было вброшено в СМИ. Но Волгоградская филармония в новом сезоне, как и прежде, начинает с вою работу, а его творческий центр — Академический симфонический оркестр — получил, наконец, художественного руководителя. 1 октября коллективу оркестра был представлен новый главный дирижёр — Андрей Аниханов.

— Андрей Анатольевич, с нового сезона вы возглавили Волгоградский академический симфонический оркестр. Ваши первые впечатления от работы с музыкантами, от публики? Волгоград — город музыкальный?

— Моё появление в Волгограде было для меня самого неожиданным. Ко мне обратились как к музыканту достаточно известному за помощью: разобраться в довольно спорной и конфликтной ситуации, связанной с работой Волгоградского академического симфонического оркестра в процессе реорганизации Волгоградской областной филармонии. В итоге я оказался председателем аттестационной комиссии (что всегда является делом достаточно сложным и неблагодарным). Радует то, что основной творческий состав оркестра мы сохранили, сократились только договорные ставки, на которых артисты работали временно. В оркестре осталось восемьдесят человек (из девяносто восьми), что являет собой полноценный коллектив с большими возможностями. Конечно, акустика зала требует несколько б? льшего количества струнных, но на данный момент и это есть благо. Первые впечатления от оркестра на аттестации, в целом, были хорошие, они и укрепились с началом работы. Несомненно, есть то, что необходимо совершенствовать в первую очередь. Но все мои коллеги, кто работает не в столицах, подтвердит мои слова о том, что на местах не всегда хватает кадров. И стоит бережно относится к творческому составу. Но, проявляя при этом профессиональную позицию в вопросах качества. Волгоград — город музыкальный, в нём есть несколько базовых коллективов: Филармония, Музыкальный театр, молодая «Царицынская опера», небольшие коллективы разных жанров. Но в наше время важно проанализировать, как помочь Музыке жить в городе, расставить приоритеты, как грамотно организовать финансирование, чтобы и профессиональное качество было высокое, и чтобы публика находила свои пути в концертные залы. И я уверен, что мой собственный тридцатилетний опыт работы и желание заявить о том, что Волгоградский академический симфонический оркестр жив и будет жить, будет радовать публику и не только — волгоградскую, очень велико! В наших планах также гастрольная деятельность коллектива, ведь её не было уже много времени…

— Состоялся первый концерт с вашим участием в статусе главного дирижёра оркестра. Что определило выбор презентационной программы, приглашённого солиста? И что играло в этом выборе решающую роль — ваши творческие идеи или возможности коллектива?

— Первый концерт сезона прошёл при полном зале с большим успехом*. Так получилось, что с мая не было концертов, и люди с большим воодушевлением приняли и сам выход на сцену оркестра, и все исполняемые сочинения. Это был своеобразный знак того, что нас ждут и любят. Программу открытия я обдумывал тщательно, в ней разные смыслы. Один из них — диалог российской и немецкой культур в разных аспектах: Рахманинов и Шостакович с одной стороны, и Вагнер и Мендельсон — с другой. Конечно, всегда важно учитывать не только свои творческие идеи, но и возможности коллектива (они достаточно высоки). Думаю, в этой программе таких проблем не было. Огромное значение, как мне кажется, имело и то, что своё первое выступление в новом сезоне музыканты, мы все вместе решили посвятить памяти основателя оркестра, народного артиста России Эдуарда Афанасьевича Серова. В этом году маэстро исполнилось бы 80 лет…

— Вы пришли к руководству оркестром в непростой для него период: за последние несколько лет, прошедшие с момента ухода из жизни его основателя и многие годы бессменного руководителя, коллектив как будто исчез с музыкальной карты России — заморожены связанные с ним фестивальные проекты, конкурсы, гастроли… Ощущаете себя «кризисным менеджером»? И каков ваш план возрождения «былой славы» Волгоградского симфонического?

— Эдуард Серов ушёл из жизни чуть больше года назад, до этого тяжело и долго болел. Его уход стал для коллектива суровым испытанием. Ведь многие музыканты вместе с ним тридцать лет назад пришли в оркестр и были всё время рядом. Кто-то с тех пор уехал, в коллективе появилась молодёжь, которая должна перенять традицию, «вписаться» в жизнь оркестра. Не могу сказать, что общение внутри оркестра и его отношения к переменам внутри филармонии можно назвать безоблачными. Отношения не просто сложные — на уровне затяжного конфликта, к сожалению, спровоцированного искусственно. А уж сколько слухов и недостоверной информации было по этому поводу! Первый концерт вернул артистов к главному делу их жизни — музицированию для людей, которые им верят и их ценят. Мы все в этой жизни ищем единомышленников, и в лице губернатора Волгоградской области я такового нашёл. Андрей Иванович Бочаров организует сегодня очень важные позиции в формировании культурных процессов региона. Как хороший, профессиональный хозяйственник, он провел тщательный, продуманный, взвешенный анализ состояния культуры в области и, опираясь на мнение профессионалов в области культуры и искусства, делает верные, поступательные шаги в правильном направлении. Симфоническому оркестру, в этом смысле, обещана поддержка и помощь руководства области во всех аспектах деятельности. Есть такой термин — «кризисный менеджер»… Может, он не очень подходит для искусства, но… В данном случае он имеет право на существование. Мой контракт мы оговорили пока на год. За это время вполне станет ясно — сложатся ли необходимые профессиональные и человеческие отношения. Если да, с удовольствием можно будет продолжить и дальше.

— У каждого музыкального коллектива есть своя история, своё лицо. Каково оно — творческое лицо, возглавляемого сегодня вами коллектива? Будет ли у оркестра оригинальный репертуар и своя, непроторенная творческая дорожка? И как на этом пути скажутся ваши собственные музыкальные пристрастия?

— У коллектива за тридцать лет было много интересных событий: оригинальные концертные программы, гастроли, сотрудничество с известными музыкантами. Заслуга в этом принадлежит, конечно, Э. Серову. Его эрудиция, организаторский талант, масштабное мышление проложили этот достойный путь. Оркестр с 1987 года стал главным делом его жизни. Хотелось бы продолжить начатое, принести публике и новые музыкальные впечатления и обязательно поддержать классическую традицию. Новое поколение должно вживую слышать великие творения, видеть музыканта, чувствовать его зримую душу. Думается, с оркестром должны выступать таланты нового поколения. Россия богата и в этом смысле. Мы должны поддержать их творческий путь к людям. Очень надеемся на помощь в работе администрации Волгоградской области. Она — самый главный гарант существования и процветания коллектива. А ещё очень важно, чтобы чётко и в согласии работали все службы филармонии, особенно отдел маркетинга, ведь именно он первый выходит к публике с рассказом о новых проектах. В репертуаре оркестра, помимо сочинений основного симфонического жанра, могут звучать самые разные произведения: фрагменты опер и балетов, органная музыка с оркестром. У меня лично, как у дирижёра, большой театральный репертуар, и это обстоятельство нам только в помощь. Мы даже подумываем о том, что лучшие мелодии из эстрадного направления (рок, джаз, фолк) в талантливых аранжировках тоже могу иметь место в афише. Есть большая часть публики, молодая или среднего поколения, которая ждёт этого. Не будем забывать о них. Хотя во всех городах России подобных изменений репертуара стало чрезвычайно много и не всегда нововведения звучат в хорошем исполнении.

— Будете ли вы использовать свой опыт оперного дирижёра в работе с оркестром симфоническим — по крайней мере, при формировании новой репертуарной политики оркестра? Вы ощущаете себя больше симфоническим или оперным дирижёром?

— Семь последних лет я проработал главным дирижёром в Ростовском музыкальном театре. Мы вместе сделали много хорошего, создали для публики оригинальные театральные проекты, которых нет в афише других театров страны, написали интересные симфонические программы. Кроме того, в Ростове я попробовал себя в режиссёрской работе, а также в качестве либреттиста и переводчика поэтических текстов. Знаю, что спектакли идут с успехом. С удовольствием приеду в город, ставший для меня родным, к коллективу и к публике, которая ещё очень тепло ко мне относится. Если, конечно, дирекция театра на меня не очень обиделась и сочтёт приезд возможным и необходимым. А Волгограде я сосредоточусь на работе только с ВАСО.

— Что вы сами считаете самой главной проблемой в вашей новой работе в Волгограде? В чём видите источники её решения?

— Главной проблемой, пожалуй, остается проблема разбалансированности в работе творческих организаций в регионах, и их особые отношения с публикой, которая посещает концерты классической музыки. С одной стороны, организации имею весьма скромный бюджет: низкий фонд заработной платы (например, базовый оклад артиста — 7130 рублей, что ниже уровня прожиточного минимума, определённого в стране), большой расход средств на рекламу, покупку оборудования, инструментов, арендные отношения в плане выездных концертов. Также существует идея привязки дополнительных процентных доплат к зарплате по количеству проданных билетов и числу зрителей (однако, процент этот предлагается считать из того же низкого базового оклада и поэтому составляет мизерную сумму, которой не хватит даже на квартплату). Можно ли назвать эту мысль мудрой или гуманной? С точки зрения окупаемости расходов и коммерции — всё верно! Но та часть публики, которая готова придти на концерты, может позволить себе это очень редко. Даже довольно низкая стоимость билетов не позволяет это делать чаще одного раза в месяц. Вспомним цены на лекарства, продукты, расходы на ЖКХ и транспорт… А ещё существует конкуренция с частными антрепризами, которые привозят медийных артистов (преимущественно из области лёгкого жанра), гастролёров. Может быть, было бы логично, если бы государство, которое, несомненно, должно поддерживать высокий уровень культуры общества, нашло и для Волгограда средства на некую дотационную форму поддержки коллективов. Существует, например, система грантов и поощрений, которая помогла бы и артистам в работе, и публике определённой категории в плане льготного приобретения билетов. Волгоградский академический симфонический оркестр, который бережно сохраняет культуру знакового для России, героического места, по моему глубокому убеждению, явно достоин такой поддержки!

— Вы могли бы сформулировать, что входит в понятие вашего дирижёрского стиля? Изменялся ли он с течением времени и под чьим влиянием — творческих персон, обстоятельств? Ваше личное творческое кредо?

— Стиль дирижёра определяют многие понятия. Это, в первую очередь, профессионализм, культура музицирования, интеллект, эрудиция, широта взглядов. В этом смысле Санкт-Петербург — город уникальный. Его история и люди — абсолютная бесконечность в аспекте жизни и творчества. Наши учителя — продолжатели дел великих предшественников. Среди своих гуру назову трёх наиболее близких: Ф. М. Козлов — руководитель легендарного хора мальчиков Хорового училища при Капелле, знаменитый профессор Консерватории Е. П. Кудрявцева и выдающийся дирижёр А. С. Дмитриев, руководитель академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Магическое воздействие на наши юные умы оказала личность Е. А. Мравинского, а в Кировский (ныне — Мариинский) театр мы бегали на замечательные спектакли Ю. Х. Темирканова, который впоследствии и возглавил заслуженный коллектив республики, оркестр Мравинского. У Мравинского стажировались и Э. Серов, и А. Дмитриев. А у Кудрявцевой учились и Дмитриев, и Мартынов, и Анисимов, Борейко, Китаенко и многие другие, в том числе и я. А Кудрявцева училась в Капелле у М. Г. Климова (до 1937 года), а Климов — у самого Н. А. Римского-Корсакова! Вот так и складываются школа и общность культурных взглядов. И ещё очень важно дирижёру тонко чувствовать личность человека, понимать суть человеческих отношений и ясно ощущать подробности жизни и творчества, быть психологом и дипломатом, лидером и вдохновителем. Но помнить, что сам дирижёр без других музыкантов не может быть явлением. К тому же, слово dirige c французского переводится, как управлять, но делать это надо разумно и максимально благородно… Источник: www.volgogradfilarmonia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору