Воронежский рояль не справился с программой оркестра Гергиева

Добавлено 06 мая 2015

Валерий Гергиев (дирижер), Московский Пасхальный фестиваль, Денис Мацуев (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано)

Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС
Оба концерта XIV Московского Пасхального фестиваля в Воронеже прошли с аншлагами. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил «хиты» русской классики. Маэстро представил публике перспективного молодого пианиста Даниила Харитонова и в очередной раз подчеркнул, что местному театру оперы и балета нужна реконструкция. После нее маэстро готов привезти в Воронеж спектакли Мариинки. Не исключено, что в городе будут проходить и мероприятия звонильной недели Пасхального фестиваля. Через год Гергиев рассчитывает выступить здесь с оркестром и тысячеголосым детским хором — как на днях в Ульяновске.

Дневное выступление было благотворительным — в оперный театр пригласили ветеранов войны, сотрудников силовых ведомств, курсантов Военно-воздушной Академии и Воронежского института МВД, а также творческую молодежь. Обрамлением концерта стали безусловно узнаваемые «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» Мусоргского и фрагменты из балета Чайковского «Щелкунчик» («Марш», «Трепак» и «Вальс цветов»). В середку маэстро поместил третий концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром и прелюдию к балету «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси — довольно часто исполняемые, но не «приватизированные» массовой культурой сочинения (что, впрочем, не вредит ни ей, ни тем более классике). Вечером оркестр Мариинского театра пустил в ход «тяжелую артиллерию» — помимо Дебюсси, в программу вошел обаятельный Верди (увертюра к опере «Сила судьбы») и всепобеждающий Чайковский — Первый фортепианный концерт и Первая симфония («Зимние грезы»).

Но пока на повестке дня вопросы более прозаичные. Театр оперы и балета ждет капремонта и реконструкции много лет. Такая концентрация популярных произведений не могла не напомнить об аналогичном фестивальном концерте 2014 года. Тогда Валерий Гергиев ехал в Воронеж с репертуаром для гурманов — в плане концерта стояли Шостакович и Брамс — но в итоге заменил последнего на «беспроигрышных» Мендельсона с Равелем. Местная критика уловила в этом чуткость маэстро к аудитории, которая и впрямь показала себя неготовой к восприятию мелодически сложной, малознакомой музыки. На сей раз программа оказалась щадящей изначально. Зал, к слову, выглядел достойнее, чем год назад. Почти все зрители выключили мобильники. Почти все осторожничали в паузах, памятуя о том, что не каждая секунда тишины создана для аплодисментов. Глядишь, и до Брамса «от Гергиева» доживем.

— Надо сохранить исторические, архитектурные параметры, преобразовать здание внутри, не меняя общего замысла, этой величественности… — подчеркнул Валерий Гергиев. — В Самаре именно так и поступили. А вот сцену стоит привести к современным стандартам — тогда мы сразу будем привозить сюда спектакли Мариинского театра, не ломая голову над тем, как их «ужать». У нас же коробка вдвое больше. Можно подумать о том, чтобы показать у вас наше «Обручение в монастыре», например, но пространство будет «душить» спектакль… Реконструкция — это необязательно дорого и долго! Долгосрочные проекты любят только строители: им выгодно объем работ растянуть во времени и регулярно повышать сметную стоимость. Мы через такое проходили: Мариинку-2 строила дирекция минкультуры десять лет (бюджет проекта возрос за этот период в семь раз), а концертный зал мы сами возвели за девять месяцев! Надеюсь, что в Воронеже решат проблему с оперным театром. Столь же мала сцена в Перми. Вообще во многих регионах нужно улучшать акустику концертных залов (а лучше строить их заново, но это затратно). Время непростое. Однако радует, что за месяц поездок с Пасхальным фестивалем я не увидел уныния ни у губернаторов, ни у обычных людей.

Другая острая проблема — отсутствие качественных инструментов. На воронежских концертах Пасхального фестиваля использовали рояль «Москва». Гергиева он «порадовал ярким красным цветом и названием», но фабрике «Красный Октябрь», по мнению маэстро, «лучше выпускать шоколадки» (речь, конечно, о разных производителях-тезках).

Когда виртуозный Алексей Володин играл Прокофьева, огрехи воронежского красного рояля были еще малозаметны. Даниилу Харитонову инструмент достался в несколько разбитом состоянии, пришлось приложить массу усилий, чтобы добиться приличного звука. Публика оценила высокую технику исполнения.- Сегодня лучшие рояли делают за рубежом, но рано или поздно мы вернемся к тому, чтобы делать их у себя на хорошем уровне, — добавил дирижер. — Лет 30 назад мы все играли на нормальных ленинградских, краснодарских или таллинских инструментах…

— Присмотритесь к этому пианисту! Ему всего 16, он только что взял первый приз на конкурсе Владимира Крайнева и станет, пожалуй, самым молодым участником конкурса имени П. Чайковского. У Даниила огромный потенциал. Да, это еще не зрелая игра, это интерпретации юноши. Но он будет развиваться, — отметил Гергиев.

На бис маэстро преподнес воронежцам «Адажио» из балета «Щелкунчик», посвятив его исполнение памяти Майи Плисецкой. Она умерла 2 мая — в день рождения Гергиева.

— Утром они с Родионом Константиновичем звонили мне с поздравлениями, а потом… Мы близко дружили много лет, эта смерть стала неожиданностью, ударом. Мне пока не дается та дистанция, с которой можно говорить о Майе Михайловне. А о ней можно много хороших слов сказать… Во многом из-за этой семьи, живущей в Мюнхене, я согласился возглавить Мюнхенский симфонический оркестр. Мы общались десятки раз в год, поставили едва ли не все произведения Щедрина. Надеюсь, у него достанет мужества завершить ту оперу, над которой он в последнее время работал.

Справка «РГ»

Московский Пасхальный фестиваль был создан в 2002 году и вскоре вошел в число крупнейших музыкальных форумов такого рода, проводимых в Западной Европе (в Зальцбурге, Вене, Берлине, Люцерне, Лондоне). В его программе — звонильная неделя, выступления хоров, симфонических и камерных оркестров, благотворительные концерты в храмах и социальных учреждениях для ветеранов, инвалидов и детей-сирот. Нынешний Пасхальный фестиваль посвящен 175-летию Петра Ильича Чайковского и 70-летию Победы. По традиции 9 мая на Поклонной горе музыканты играют бесплатно под открытым небом. На этот раз там с оркестром выступит пианист Денис Мацуев. За 14 лет участники Московского Пасхального фестиваля побывали более чем в 50 регионах России и за три-четыре года намерены охватить страну полностью.

Татьяна Ткачева

www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Аноним, 07 мая 2015:

    бляяяяя

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору