XX Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдёт в Москве с 9 по 15 января 2017 года

Добавлено 06 октября 2016

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Роман Минц (скрипка)

XX Ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдёт в Московской консерватории с 9 по 15 января 2017 года.

В сознании сотен слушателей первые дни календарного года связаны с Фестивалем так же естественно и неразрывно, как с зимними каникулами: январь — это ранние вечера, традиционная давка перед Консерваторией, переполненный светлый зал — «Возвращение».

За двадцатилетнюю историю фестиваль превратился в неординарное культурное событие со своей мифологией и традициями: слушатели ждут «Возвращения» с января до января, программами концертов часто меряют собственные годы, а афишу и буклет ждут, словно продолжение многосерийного фильма.

Авторы идеи Фестиваля — скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, превратившие школьную дружбу в многолетнее творческое соратничество. За это время сложилась и отшлифовалась неизменная форма, в которой проводится «Возвращение»: три тематических концерта и завершающая «гала». Однако содержание всякий раз оборачивается интригой: пружина, «приманка» Фестиваля — именно необыкновенные программы концертов, не похожие ни на какие другие.

Четыре концерта проходят с интервалом в один день. Три из них представляют собой концептуальные «коллажи»: для каждой программы произведения набраны согласно определенному принципу, вынесенному в заглавие концерта. Это может быть музыка, созданная во время войн, или музыка для нескольких одинаковых инструментов; композиция из посмертных опусов или серенады всех видов и мастей; произведения, созданные в гравитационном поле «бесспорной» крупной фигуры вроде Шумана, или творчество композиторов, страдавших психическими расстройствами. В результате такого монтажа произведения добарочной эпохи могут соседствовать с мировыми премьерами, а библиографические редкости — следовать за музыкой, знакомой каждому слушателю.

В результате получаются три единственные в своём роде мозаики: взятые в совокупности, несколько музыкальных текстов образуют некий новый программный мета-текст, возникающий только на один вечер, а главное — абсолютно открытый для интерпретации: в нём можно усмотреть что угодно, от интеллектуального ребуса до музыкального озорства, от занятного эксперимента до постмодернистской эклектики. Получается концерт-головоломка, пастиш, деконструкция: «Возвращение» — без преувеличения, редчайший случай подхода к программе концерта как к отдельному произведению искусства.

Но исключительность «Возвращения» — не только в игре концепций: заключительный концерт каждого фестиваля, традиционно именуемый «Концертом по заявкам», представляет собой парад произведений, выбранных уже не организаторами, а участниками — бывшими одно-школьниками, которые ныне живут и выступают по всему миру, составив целое поколение в современном исполнительстве и во многом определяя его общий климат.

Сочетая черты эстетского мероприятия «для тех, кто понимает» и all-stars шоу, Фестиваль не укладывается ни в какие привычные рамки, выходя далеко за пределы того слушательского опыта, который можно обычно получить в Москве: это — музыкальная современность в экстракте, парадоксальная, весёлая, умная.

Характерной и важной частью Фестиваля является мятежный «лицейский дух» — участники выросли и стали мировыми знаменитостями, но по-прежнему играют то, что хотят, и с теми, кто им интересен; отчасти на концерты приходит «своя», знающая друг друга в лицо публика, поэтому «Возвращение» — это еще и среда, это круг: не только музыкальное, но и человеческое переживание.

XVIII и XIХ фестиваль прошел при поддержке благотворителей, оказавших поддержку аналогичных проектов на Планете.ру.

Собранные средства будут направлены на оплату проезда и проживания участников фестиваля, аренду нотных материалов и репетиционных помещений, подготовку и печать полиграфических материалов и прочие организационные расходы.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору