Ереванские зарисовки: Дом камерной музыки

Добавлено 17 мая 2017

В один из дней 1968 года архитекторы института «Ереванпроект» устремились на третий этаж здания института, в комнату, где работал Степан Кюркчян.

Степан Гайкович представил коллегам планшеты своего нового проекта необычного концертного зала. Как правило, проекты составляются под конкретные участки, что позволяет точнее найти нужный масштаб, органичнее вписать новостройку в градостроительную ситуацию. Это был другой случай, место зданию не было пока определено, но все сошлись во мнении, что его надо обязательно построить.

Шестидесятые-семидесятые годы прошлого века были периодом бурного обновления Еревана. Он благоустраивался, прокладывались новые улицы, оригинальные новостройки становились городской достопримечательностью. Благодаря мэру столицы Григорию Асратяну были востребованы самые смелые архитектурные идеи.

Теперь все зависело от мэра. Ведь это он однажды высказал мысль построить в Ереване необычное концертное здание, где постоянно звучала бы музыка и которое стало бы своеобразным памятником великому Комитасу. Идея Григория Ивановича запала в душу архитектору. После работы он дома делал эскизы в поисках формы, затем чертежи, ходил по городу, присматривая подходящее место.

И, кажется, нашел — на неблагоустроенном пока Кольцевом бульваре неподалеку от места, где в пятидесятых годах находился популярный у ереванцев летний зал «Флора». Легкая постройка из деревянных конструкций сгорела при пожаре.

Проект и предложенное место мэру понравились, в институте был размещен заказ на составление технической документации. Степан Кюркчян параллельно занялся поисками материала для стен здания. Его объемно-пространственная нестандартность требовала и нестандартности отделки. Красивый, табачного цвета камень нашелся в уджанском карьере.

Здание стало обретать контуры. Мощные стены, отсутствие широких окон и, вместе с тем, внутри очень светло.

Стены, защищая зал от шума прилегающих улиц, образовывали внутренние дворики, куда были раскрыты проемы фойе и вестибюля, что создавало камерность и особый настрой.

У некоторых были сомнения относительно акустики, ведь форма внутреннего пространства резко отличалась от традиционных залов. Но известный рижский акустик Альберт Вецилис произвел акустический расчет и подтвердил высокие инженерные качества проекта.

Прошли годы, и в октябре 1977 года Струнный квартет им. Комитаса дал для публики первый концерт в новом зале.

Зрители смогли оценить его интересный, лишенный мелких деталей интерьер, двухуровневый зал на 300 мест, оригинальные светильники, объемные лепные фрески на стенах.

Светильники и фрески также были сделаны по эскизам Кюркчяна. Кроме того, на протяжении трех месяцев он сам каждый день поднимался на леса с ведрами цемента и по частям лепил многометровые фигуры. Однажды чуть не сорвался с высоты. В одной из служебных комнат на стене сохранилась уменьшенная лепная копия фрески, рабочий эскиз архитектора.

Тогда в зале еще не было органа. Он появился в 1979 году, его поставила знаменитая голландская фирма «Флентроп». Это позволило проводить концерты органной музыки, в которых блистал своим мастерством Ваагн Стамболцян.

В 90-е годы здание не отапливалось, что не могло не сказаться на состоянии сложного музыкального инструмента, ведь он имеет 4000 труб. Отреставрировать и настроить его смогли лишь в 2007 году с помощью приглашенного из Дрездена немецкого специалиста Кристиана Векшайдера.

В 1979 году проект Дома камерной музыки был выдвинут на соискание Государственной премии Армянской ССР, но в итоге ее не получил. Когда проводилось благоустройство Кольцевого бульвара, проектирование отрезка между улицами Абовяна и Налбандяна поручили Степану Кюркчяну. Всю планировку он подчинил зданию Дома камерной музыки. Она как бы является частью его экстерьера. Подходы к нему, газоны, бассейны, широкие ступени, на которых можно сидеть и слушать музыку, доносящуюся из зала, служат средовой поддержкой зданию.

Сегодня Дом камерной музыки, или Дом Комитаса, как его называют в народе, является Национальным центром камерной музыки, и работают там несколько коллективов.

Заслуженный архитектор республики Степан Кюркчян -- автор многих построек в Ереване и в других городах. Среди самых известных — Храм Григора Лусаворича в Ереване, станция метро «Еритасардакан», постамент памятника Вардану Мамиконяну, памятник адмиралу Исакову, скульптором которого является его супруга Рузанна Кюркчян.

Павел Джангиров

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору