Юбилей флейтиста

Добавлено 09 июня 2016

Виктор Воробьев (дирижер, флейта), Архангельский государственный камерный оркестр, Поморская филармония

Для Отара 50 лет — это некий этап и в жизни, и в творчестве. Родился музыкант в Архангельске, в семье известного на Севере певца, заслуженного работника культуры РФ Валерия Малишавы. Однако к музыке старший сын Валерия Платоновича пришел не сразу. Лишь через много лет флейта стала для Отара не просто любимым инструментом, а главным делом в жизни.

— В музыкальной школе я учился всего 4 года, первые два обучался игре на фортепиано. Потом бросил и лишь в пятом классе, в 11 лет возобновил занятия. Папа предложил на выбор: виолончель или флейта.

— А почему не продолжили заниматься на фортепиано?

— Фортепиано не стало моим инструментом. Вроде и условия были созданы: бабушка с дедушкой купили пианино, а я занимался совсем без желания. Педагог, бывало, и линейкой мог по рукам пройтись… так что не сложилось у меня с этим инструментом. После двух лет такой муки сказал: «Как хотите, а я больше туда не пойду». А на флейту в Первую музыкальную школу я попал к замечательному педагогу Виктору Александровичу Тырину, который вел меня многие годы вплоть до учебы в музыкальном училище. Честно говоря, в музыкальной школе я большого усердия не проявлял, меня привлекали другие мальчишеские дела. И через три года родителям заявил, что учиться больше не буду, и положил флейту на полку.

— Отец не настаивал на продолжении учёбы?

 — Периодически увещевал, но ультиматумов никогда не ставил. Он может и переживал, но вида не показывал. Ждал, наверное, пока я сам не созрею. Папа много работал, ездил на гастроли, надо было содержать большую семью. Но я в детстве был упрямый: как только на меня начинали давить, сразу шел обратный процесс. Однако педагог Виктор Александрович решил не отступать, и после восьмого касса я поступил в Архангельское музыкальное училище. Но лишь к третьему курсу, когда купил в Ленинграде новую флейту, почувствовал вкус игры на инструменте и стал серьезно относиться к музыке. Все свободное время занимался, дудел на каждой переменке. На летних каникулах в Абхазии выучил наизусть всю программу.

— Музыка уже захватила?

— Да. Тогда я мечтал о немецкой флейте. В 1984 году такая флейта стоила 1800 рублей, это притом, что зарплаты были 200–300 рублей в месяц. Папе удалось договориться, достать по блату в московском ЦУМе флейту за 800 рублей и плюс сверху — 200. Сняли мою страховку, и я поехал забирать инструмент. Отдал, кому нужно, конверт и получил желанную флейту. Тут же на ступеньках магазина разложил: серебряная головка, механика, клапаны — восторг! Наверное, если бы мне автомобиль подарили, я бы меньше радовался. И вот — госэкзамен сдавал на новой флейте! А председателем комиссии был преподаватель Петрозаводской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ Геннадий Иванович Миронов. Вместе с оценкой «отлично» я получил приглашение на учебу в Петрозаводск.

— И что же не поехал?

— Тогда манила Москва, Питер. Даже ездил на прослушивание, но там мне порекомендовали еще подготовиться и приезжать через два года. А на пороге уже была армия. Вернулся: полтора года флейту в руках не держал, с поступлениями опоздал. И снова Виктор Александрович Тырин стал готовить меня к консерватории. Заочно учился в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова и параллельно преподавал в музыкальном колледже. И по сей день преподаю. Архангельское музыкальное училище стало уже вторым домом.

— В эти же годы появилась в жизни Поморская филармония?

— Раньше. В 1988 году я аккомпанировал на флейте солистке Питерской филармонии. А с 2003 года официально стал солистом Поморской филармонии.

— Вы ведь — автор и организатор многих областных, межрегиональных и даже международных фестивальных проектов в Архангельске: «Музыка без границ», «Музыкальный альянс», «Диалоги», «Ступени роста».

— Да. Стараемся поддерживать в ребятах стимул, мотивацию к творческому развитию. Сейчас договорились с организаторами конкурса-фестиваля юных исполнителей на деревянных духовых и ударных инструментах им Ю. Н. Должикова о проведении второго регионального тура по северо-западу России в Архангельске. Это будет большое событие и серьезная школа для наших студентов. К нам съедутся музыканты из Петербурга, Вологды, Череповца, Петрозаводска. Конкурс в Архангельске запланирован уже в ноябре 2016 года.

— Вы не очень ровно шли к этой профессии, что называется, не с младых ногтей, нет сожаления, что посвятили себя музыке?

— Нет, не жалею. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Конечно, чтобы пробиться в нашей сфере, нужно много составляющих, и не всегда достаточно одного таланта. Иногда накатывает: «Вот не попал в госоркестр, не получаешь больших гонораров, работаешь на периферии». Но мне очень приятно, что мои ученики завоевывают и столичные подмостки, становятся лауреатами Всероссийских конкурсов. Я им всегда говорю: «Вы должны играть лучше меня». Я и сам всю жизнь учусь, посещаю мастер-классы, конкурсы. Надо обязательно держать уровень, совершенствоваться.

— В семье два музыканта. Жена, Светлана Малишава, альтистка, солистка Поморской филармонии. Не сложно?

— Нет, наоборот. У нас много общего, мы ближе друг другу по духу. Понимаем особенности профессии, вместе участвуем в концертах. Мне нравится.

— Судя по программе бенефиса, который пройдет 11 июня в 17:00 в Камерном зале, концерт будет насыщенным. На сцену выйдут и артисты филармонии, и джазовые музыканты, и даже Архангельский Камерный оркестр.

— Да, я предложил руководителю оркестра Владимиру Онуфриеву, он согласился. Мы исполним Моцарта. Хотелось вспомнить и проверенные вещи и представить новые. С Ириной Хайретдиновой сыграем дуэтом — орган и флейта. Знаменитую «Аве Марию» Каччини исполним с Ларисой Спирановой. С Виктором Воробьевым, кстати, моим учеником, исполним «Пражский сувенир» Ф. Доплера. Обязательно сыграю с гитаристом Александром Спирановым, скрипачом Арменом Вартаняном. Впервые исполню пьесу «Туман над озером». Покажу звучание нескольких разновидностей флейт. Меня всегда привлекало коллективное ансамблевое творчество, когда можно переработать произведение для определенного состава музыкантов.

— Поздравления принимать будете?

— Мне хотелось без лишнего пафоса, без больших речей, чтобы не утомлять зрителя. Ну, кто хочет, конечно, приму с удовольствием. Пусть в этот день говорит музыка.

Тамара Статикова


pravdasevera.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору