Зам. директора Тверской академической филармонии Роза Шеленина отметила юбилей

Добавлено 23 марта 2017

Тверская филармония

Любовь к зрителю, артистам и музыке
Для постоянных посетителей филармонических концертов ее имя напрямую ассоциируется с музыкой. На протяжении долгих лет Роза Шеленина встречает слушателей одной из первых — и всегда с улыбкой, доброжелательно, приветливо. К ней запросто можно зайти в кабинет, благо он на первом этаже, и она всегда примет, выслушает любого меломана. «Иначе нельзя, иначе я не могу», — признается заслуженный работник культуры России, заместитель директора академической областной филармонии, недавно отметившая очень красивый юбилей.
Тайна творчества
Роза Шеленина работает в сфере культуры уже 53 года! Из них 32 года — в Тверской филармонии. Ее богатый опыт был отмечен губернатором Игорем Руденей, который в торжественной обстановке вручил нашей героине свидетельство о звании «Почетный работник культуры и искусства Тверской области».

Коллеги и артисты, которые выступают на нашей академической сцене, уже давно оценили ее великолепные организаторские способности и отменное профессиональное чутье. Слушатели — а результаты работы нашей героини они видят, приходя в филармонию, — должны поверить нам на слово: за каждым концертом, который с аншлагом проходит здесь, скрываются заботы Розы Анатольевны. Какие они, эти заботы? Тайны тут нет. Ежегодно в филармонии проходят порядка 300 концертов, в том числе для детей, благотворительные концерты для ветеранов войны и труда, праздничные программы, фестивали. Работа по их планированию, организации и проведению ложится в том числе и на плечи замдиректора. Как все успеть? На этот вопрос она отвечает просто: «Надо любить то дело, которым занимаешься». Вроде бы простые слова, и каждый из нас может сказать так же про себя. Однако в случае с моей героиней они, как мне кажется, приобретают дополнительный смысл.

Нашему знакомству не один год, и я прекрасно помню первую встречу с Розой Анатольевной. Красивая, доброжелательная, она излучала позитивную энергию, располагала к общению. Такой она осталась и сейчас. Теперь я понимаю, почему еще Платон писал, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. С древним греком трудно не согласиться. И не потому, что он философ, а потому, что эти его слова весьма точно — лучше всего характеризуют Розу Анатольевну, которая всю свою жизнь посвятила ее величеству Музыке.

Музыка, как и любое творчество, остается одной из самых неразгаданных тайн мира, глубокой, сокровенной и подчас непостижимой. Как и когда человек понимает, что хочется приблизиться к разгадке этой тайны? Откуда у него появляется такое желание? Однозначного ответа нет и никогда не будет. Судьба сама определяет те пути, по которым направить человека. И от него зависит, будет ли он следовать своему истинному предназначению или пойдет другой, легкой дорогой. Когда говорят, что нормальные герои всегда идут в обход, то это как раз про мою собеседницу. Окончив среднюю школу в Архангельске, она устроилась работать… на судоремонтный завод — в инструментальный цех учеником токаря. Ни тяжелые условия труда, ни атмосфера в мужском коллективе, однако, не помешали 17-летней Розе за два года добиться заметных успехов в нелегкой профессии. Стойкость характера и целе­устремленность — этих качеств уже тогда, в юности, девушке было не занимать. Что еще спасало? Она рассказывает, что окно их цеха выходило на Дом культуры. Там собирались самодеятельные артисты, пели, ставили спектакли. «Петь мне очень хотелось», — признается Роза Анатольевна, получившая в наследство от мамы прекрасный голос. Пришла в самодеятельный коллектив и по совету хормейстера совсем скоро поступила в музыкальное училище. Училась на дирижерско-хоровом отделении и одновременно посещала занятия по вокалу. Удивительного ничего в таком повороте нет: душа пела, и именно звенящие ноты песен, которые Роза тихонько напевала, стоя за токарным станком, привели ее на творческую стезю.
Судьбы сближенья
Жизнь словно бы «подстраивалась» под нее. А как еще назвать то, что в один прекрасный день Роза познакомилась с Вячеславом Старостенко, прекрасным баянистом, работавшим в знаменитом Северном хоре. Родственные души оказались вместе — так говорят в таких случаях. Сначала супруги работали в составе концертных бригад, давали по нескольку концертов в день, объехали практически всю Архангельскую, Вологодскую, Новгородскую области. Условия были разными. Однажды, вспоминает Роза Анатольевна, до концертной площадки их везли… в рефрижераторе. «Открываем дверь, а на стенах — иней! Что делать? Поехали, конечно, ведь нас ждали зрители», — говорит она.

Со временем из концертной бригады отделился дуэт Роза Шеленина и Вячеслав Старостенко. Она пела, он аккомпанировал. Одну из самых известных их совместных программ, посвященную творчеству Пушкина, русским народным песням и романсам, услышали тысячи зрителей. А потом был Калинин.
Выбор пал на Тверь
В столицу Верхневолжья супруги переехали по нескольким причинам. Во-первых, хотелось быть поближе к Москве, а во-вторых, Вячеслав поддерживал дружеские отношения с Аршаком Туниевым, с которым вместе учился во Владикавказе. В-третьих, в Твери жили родственники Розы Анатольевны. Обустройство на новом месте было довольно сложным — не зря говорят: один переезд равен двум пожарам. Однако трудности остались позади. Несмотря ни на что, Роза Анатольевна по-прежнему оставалась с музыкой. С артистической жизнью по разным обстоятельствам пришлось расстаться, но полученный опыт концертной деятельности помог состояться нашей героине сначала как администратору, а потом и как заместителю директора Тверской филармонии.

— С 1984 года, когда я пришла в филармонию, на этой сцене выступали такие артисты — звезды мировой величины! — говорит Роза Анатольевна. — Николай Петров, Святослав Бэлза, Николай Некрасов, Виталий Вульф, Марк Горенштейн… Не могу не сказать о Гарри Яковлевиче Гродберге, которого с нашей филармонией связывали особенно тесные отношения. А сколько было концертов, сколько начато фестивалей — они и сейчас являются гордостью не только филармонии, но и всей области.

Были, добавлю от себя, обычные для современной концертной практики, но смелые для советского времени проекты. Вместе с супругом Роза Анатольевна, например, придумала абонемент, куда входили концерты суперуспешных артистов — Хора имени Пятницкого, Ларисы Голубкиной и Владимира Зельдина, которые играли спектакль «Последний пылко влюбленный». Причем выступления проходили не в областном центре, а в Ржеве, Кашине и Бежецке, и организованы гастроли были на высшем уровне, о чем сами артисты с восхищением рассказывали корреспонденту журнала «Театр».

— Во многом от того, как работаем мы, зависит, как пройдет концерт, останутся ли довольны выступлением артисты и зрители. Успех программы определяется в момент встречи исполнителя или слушателя, — говорит Роза Анатольевна, с большим чувством и тактом относящаяся к каждому гостю филармонии. Она говорит, что начинать любое общение нужно с улыбки: даже если ты не знаешь человека, просто улыбнись ему. В этих словах, прислушайтесь, есть несомненное песенное начало.

Это факт. Коллеги Розы Шелениной говорят, что ее работу с гастролирующими артистами и коллективами трудно переоценить. Здесь она настоящий дипломат и незаменимый специалист. Роза Анатольевна к каждому исполнителю подходит индивидуально. Так благодаря ее деятельности сохраняется гостеприимное лицо филармонии, грамотно, деликатно и профессионально решаются вопросы, связанные с современным концертным производством.

www.tverlife.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору