ЖУКОВ Игорь Михайлович (р. 31. VIII 1936)

Добавлено 01 сентября 1990

Игорь Жуков (дирижер, фортепиано)

Каждый сезон фортепианные вечера этого пианиста привлекают внимание любителей музыки содержательностью программ и нешаблонностью художественных решений. Жуков работает с завидной интенсивностью и целеустремленностью. Так, за последнее время он приобрел репутацию «специалиста» по Скрябину, исполнив в концертах множество произведений композитора и записав все его сонаты. Такой сонатный альбом Жукова выпустила в сотрудничестве с «Мелодией» американская фирма «Энджел». Можно отметить и то, что Жуков один из немногих пианистов, включивших в свой репертуар все три концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. В поисках резервов пианистической литературы он обращается и к полузабытым образцам русской классики (Фортепианный концерт Римского-Корсакова), и к советской музыке (помимо С. Прокофьева, Н. Мясковский, Я. Иванов, Я. Коха и другие), и к современным зарубежным авторам (Ф. Пуленк, С. Барбер). Удаются ему и пьесы мастеров далекого прошлого. В одной из рецензий журнала «Музыкальная жизнь» отмечалось, что он открывает в этой музыке живое человеческое чувство, красоту формы. «Теплый отклик аудитории вызвали изящная «Дудочка» Дандрие и грациозное «Паспье» Детуша, мечтательно-печальная «Кукушка» Дакена и стремительная «Жига».

Все это, конечно, не исключает и обычных концертных пьес — репертуар пианиста чрезвычайно широк и вбирает в себя бессмертные шедевры мировой музыки от Баха до Шостаковича. И здесь сказывается интеллектуальный склад дарования пианиста, на что обращают внимание многие рецензенты. Один из них пишет: «Сильные стороны творческой индивидуальности Жукова — мужественность и целомудренная лирика, образная яркость и убежденность в том, что он делает в каждый данный момент. Это пианист активного стиля — вдумчивый и принципиальный». С этим соглашается Г. Цыпин: «Во всем, что делается им за клавиатурой инструмента, ощущаются солидная продуманность, обстоятельность, взвешенность, на всем лежит отпечаток серьезной и требовательной художественной мысли». Творческая инициативность пианиста сказалась и в ансамблевом музицировании Жукова совместно с братьями Г. и В. Фейгиными. Это инструментальное трио предложило вниманию слушателей цикл «Исторических концертов», в который вошла музыка XVII–XX веков.

Во всех начинаниях пианиста так или иначе сказываются некоторые принципы нейгаузовской школы — в Московской консерватории Жуков учился сперва у Э. Г. Гилельса, а затем у самого Г. Г. Нейгауза. Именно с тех пор, после успеха на Международном конкурсе имени М. Лонг — Ж. Тибо в 1957 году, где он завоевал вторую премию, и началась регулярная концертная деятельность артиста.

Теперь центр тяжести его артистической карьеры сместился в другую сферу: любители музыки чаще встречаются с Жуковым-дирижером, нежели с пианистом. С 1983 он возглавляет Московский камерный оркестр.

Источник: Григорьев Л., Платек Я. «Современные пианисты». Москва, «Советский композитор», 1990 г.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору