Предстоящие мероприятия

Москва
с 24 сентября 2017 по 3 июня 2018








Москва
21 ноября 2017


Москва
21 ноября 2017

Москва
22 ноября 2017

Москва
22 ноября 2017

Москва
22 ноября 2017

Москва
23 ноября 2017

Москва
23 ноября 2017



Москва
24 ноября 2017


Москва
25 ноября 2017

Москва
25 ноября 2017


Москва
25 ноября 2017


Нижний Новгород
26 ноября 2017

Москва
26 ноября 2017



Екатеринбург
27 ноября 2017


Москва
27 ноября 2017


Москва
28 ноября 2017

Москва
29 ноября 2017

Москва
29 ноября 2017


Москва
30 ноября 2017





Москва
2 декабря 2017



Москва
7 декабря 2017





Москва
10 декабря 2017


Москва
11 декабря 2017















Читайте на эту же тему







Журналистика в консерваториях: профанация в искусстве или вынужденная необходимость?

Добавлено 03 июня 2017

Уральская консерватория, Санкт-Петербургская консерватория, Нижегородская консерватория, Московская консерватория

Последние лет пять-шесть в списке специальностей музыкальных вузов появляются новые названия, напрямую не связанные с исполнительской практикой: музыкальная журналистика, этномузыкология, компьютерная музыка и аранжировка, музыкальная педагогика. Обучают по ним на бакалавриате четыре года. Желающие продолжить свое образование могут пойти в магистратуру, которая есть далеко не везде, а там, где есть, зачастую платная. Одним из популярных по количеству абитуриентов направлений стала музыкальная журналистика. Зачем и как она появилась в консерваториях, разбиралась Наталия Сергеева.

Как было раньше

До появления новых узкоспециальных профилей функцию музыкальных журналистов часто выполняли музыковеды. Они и писали рецензии вперемежку с научными статьями и диссертациями, и выступали с лекциями, и обучали музыкальным премудростям всех, от мала до велика, а еще устраивали концерты, выступали на конференциях и кропотливо разбирались, чем народное пение Средней полосы России отличается от музыкального фольклора Алтая.

Путь становления профессионального музыковеда такой же долгий, как у исполнителей: музыкальная школа, училище/колледж, вуз. В общей сложности — шестнадцать лет. А дальше сложный выбор: быть ученым, музыкальным критиком, педагогом или даже композитором. Понятно, что стать одинаково успешным и востребованным во всех областях невозможно, и было бы логично заниматься тем, что больше нравится и лучше выходит. Но финансирование в России культуры по остаточному принципу, с одной стороны, способствует росту пессимистических настроений в этой сфере, вплоть до смены профессии, а с другой, создает необходимость двигаться параллельно в нескольких направлениях: одновременно преподавать в школах и вузах, выступать на разных концертных площадках, писать для разных изданий и т. д.

Помимо музыковедов, в роли музыкальных критиков и знатоков музыкального процесса выступали и выступают просвещенные любители, выходцы из интеллигентных семей и меломаны, богатым аудиоколлекциям которых могут позавидовать профессиональные фонотеки. Для России давно стала обыденной ситуация, когда в журналистику идут люди без специального образования и становятся успешными в этой сфере. Обвинить их в непрофессионализме никак нельзя, тем более, что, например, во многих развитых странах мира вообще нет журфаков. В СССР же они появились скорее по идейно-политическим причинам. На некоторых из них, например, в МГУ, читают отдельные курсы по музыкальной журналистике, правда, ориентированы они больше на массовую культуру. Музыкальная классика там скорее остается за бортом по вполне объективной причине: невозможно объять необъятное, тем более в сильно ограниченный временной срок, тем более, когда параллельно идет много других, «более важных» курсов .

После распада Союза журфаки стали плодиться со страшной силой — престиж профессии рос из года в год. До сих пор появляются новые частные курсы, организаторы которых обещают за несколько месяцев «научить журналистике». И здесь основной акцент делается преимущественно на ее политической, экономической и социальной составляющих. Искусству, куда помимо музыки, еще относится много чего другого (от живописи, скульптуры, театра до кинематографа, перформансов и digital-art) остается в лучшем случае пара-тройка лекций. Стоит ли говорить, что за это время физически невозможно разобраться во всем этом многообразии, хотя речь идет о том, чтобы научиться более-менее профессионально рассуждать о разных видах искусства?

Откуда взялась музыкальная журналистика в консерваториях

Музыкальный процесс сегодня многолик и сложен. Логично, что он требует грамотных оценок и суждений. И если журналистские тексты о массовой музыке появляются во многих печатных и интернет-изданиях (в том числе и деловых, а не только в молодежных), то музыка академическая чаще всего остается где-то на задворках. В многотиражных изданиях, имеющих наибольший охват аудитории, освещаются лишь самые громкие и резонансные события: гастроли знаменитых, часто зарубежных, коллективов, скандальные премьеры, большие фестивали, а самым популярным жанром остается… некролог. И хотя идея говорить о высоком искусстве простым и доступным языком назрела давно, в России наберется едва ли с две-три дюжины журналистских имен тех, кто действительно умеет это делать хорошо. И вроде бы пора начинать готовить узких специалистов-профессионалов в этой сфере, однако образовательным учреждениям потребовался дополнительный «пинок», который и последовал в начале нулевых.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию, согласно которой должна была постепенно внедрить в своих вузах двухуровневую систему обучения «бакалавриат — магистратура». Об этом процессе до сих пор ведутся споры, и существуют полярные мнения, которые останутся вне фокуса этого текста. В 2011 году Министерство образования ввело ряд Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые касались всех уровней — от школы до аспирантуры (Более подробно с ними можно ознакомиться на сайте минобрнауки. рф). Затрагивали они и новоиспеченные бакалаврские и магистерские программы, которые нужно было создать и внедрить в ограниченные сроки, иначе это могло сильно отразиться на оценке эффективности вуза. Чиновники решили сформировать в стране единое образовательное пространство, но куда ведут благие намерения, уже давно известно народной мудрости. Фактически вузы оказались перед выбором: либо начать выпускать бакалавров, либо оказаться на задворках новой системы и получать еще меньше финансирования от государства, что чревато скорейшим закрытием или переходу целиком на коммерческую основу. В музыкальных вузах ситуация еще усугублялась тем, что их отнесли к узкопрофильным учебным заведениям, а это приравнивалось к неэффективному типу обучения. Нужно было срочно расширять границы и на своей базе создавать новые профили. ФГОС, который касался консерваторий и позволял этому типу вузов выжить в новых реалиях, относится к направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». Он предполагает несколько областей подготовки, среди которых музыкально-журналистские, редакторские, педагогические, организационно-управленческие, менеджерские и другие. Какие из них предпочесть, стандарт оставлял на усмотрение вуза. Тут и возникает музыкальная журналистика как отдельная специализация. Почему многие музыкальные вузы предпочли именно ее, понятно из управленческой логики. Найти в консерваториях преподавателей, разбирающихся в этой сфере и способных чему-то научить в ней студентов, гораздо больше шансов, чем, скажем, специалистов в области управления и рекламы. Так возникла ситуация, в которой будущих музыкальных журналистов стали готовить ученые-музыковеды и композиторы.

Нужны ли музыкальные журналисты сегодня?

При фактически насильственном внедрении со стороны государства новых профнаправлений налицо рост востребованности некоторых из них. Сюда можно отнести музыкальную журналистику, и этому есть ряд доказательств. Осенью 2016 года на Московском музыкальном форуме, проводимом Московской консерваторией, была заявлена секция для заинтересованных в критике современной академической музыки, что само по себе сугубо специфическое направление. Организаторы сильно удивились количеству пришедших заявок, которых пришло гораздо больше, чем предполагалось. Пришлось проводить отсев. На музыкальную журналистику в РАМ имени Гнесиных конкурс в первый прием (2011г.) составил 5,7 человек на место, а в Московская консерватория оценивает год обучения на этом профиле в 396 тысяч рублей и бюджетных мест пока не выделяет. Стоит упомянуть, что ситуация в МГК имени Чайковского еще связана с тем, что вуз до последнего отстаивал традиционную систему обучения и всячески старался избежать болонских нововведений.

Не успели музыкальные журналисты и критики отучиться, как для них в Перми в рамках Дягилевского фестиваля учредили отдельную премию «Резонанс», куда год от года приходит все больше заявок.

В Москве и Санкт-Петербурге периодически проходят форумы и конференции, посвященные музыкальной журналистике, а театральный фестиваль «Золотая маска» организовал специальную лабораторию по подготовке будущих журналистов в сфере культуры (не только музыки, но и балета, драматического театра), куда частенько попадают студенты Гнесинки и МГК.

Специфика журналистики, в том числе и музыкальной, заключается в том, что ей по сути научить нельзя. Можно дать направление, скорректировать его, помочь советами, показать общую панораму, дать основные знания в сфере языка и культуры. «Можно научить ремеслу. Но не всем дано легко писать. Кроме того, в человеке должен быть просветительский азарт, желание рассказывать просто о сложном», — считает Татьяна Александровна Курышева, профессор Московской консерватории, автор учебника «Музыкальная журналистика и музыкальная критика».

По своей сути музыкальная журналистика — это постоянная практика и расширение культурного бэкграунда. Бэкграунда во всех сферах, не только узкоспециализированных. Конечно, такая работа подходит не всем. Здесь важную роль играют темперамент, личные качества, увлеченность, неугасимое желание рассказывать миру о новых событиях и многое другое. Сильно усложняющееся в последние десятилетия медиапространство требует от журналиста все новых навыков и быстрой адаптации к меняющимся реалиям. И, как показывают результаты прошлогодней премии «Резонанс», дела обстоят далеко не гладко. Председатель жюри, маститый музыкальный критик, переводчик, либреттист Алексей Парин считает, что «и в текстах, и в СМИ сплошной недохват», поэтому было принято решение первые премии за критический текст и музыкальное СМИ не присуждать, а еще один член жюри Алексей Мунипов в интервью порталу Colta.ru сказал: «Из 139 текстов мы с трудом наскребли два более-менее приличных. И это, конечно, довольно печальная картина. Понятно, почему это так — это сфера, где требуются не только чувство стиля, но и довольно специальные знания».

Уже год спустя результаты «Резонанса» оказались совершенно иными. Помимо трех призовых мест, была еще «четвертая премия» и два спецприза. Среди победителей оказались как профессионалы с музыкальным образованием, так люди без него. «Жалко было отказываться от некоторых текстов, которые не могли войти в пятерку, потому что общий уровень действительно был сильный, — считает Петр Поспелов, председатель жюри премии „Резонанс“ 2017 года. — Я убежден, что музыкальное образование необходимо, и то, что люди, не имеющие музыкального образования, вдруг достигают высот в музыкальной критике — это говорит о каком-то очень глубоком способе их самообразования».

Таким образом, интерес к написанию текстов об академической музыке существует не только у специалистов или людей, десятилетиями ею «питавшихся». Даже среди молодежи (на «Резонанс» принимают тексты авторов, которым еще не исполнилось 36 лет) есть те, кто любит, знает и понимает современный музыкальный процесс. Схожая тенденция наблюдается и «по ту сторону баррикад».

«У общества сейчас есть очень большой запрос на музыкальных журналистов. Люди хотят знать и понимать музыку, музыкальный театр. На концертах многие покупают программки, буклеты. Люди приходят на концерты-лекции, просветительские программы, особенно в европейских театрах», — рассказывает Татьяна Курышева.

При таких тенденциях появление нового образовательного профиля в музыкальных вузах сулит ростом уровня понимания академической музыки у тех, кто ею интересуется, и возникновением новых ярких имен среди музыкальных журналистов, в которых, по мнению специалистов, сегодня нуждается общество.

Наталия Сергеева

muzcentrum.ru/news/22…most

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Сергей, Тюмень, 04 июня 2017:

    Справедливое заключение, хотим, спасибо Вам!

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору