Артем Дервоед: «Классическая музыка — это путь длиною в жизнь»

Добавлено 24 октября 2016

Ровшан Мамедкулиев (гитара), Роман Зорькин (гитара), Артём Дервоед (гитара), «Гитарный сценарий» Артёма Дервоеда, Инга Майорова

В Москве с успехом проходят концерты авторского проекта одного из лучших гитаристов страны

Мое любимое место в Москве, с детства, с самой первой поездки в столицу — Тверская. Потом «приросли» еще многие места, которые было невозможно не полюбить. Но Тверская неизменно до сих пор повергает меня в щенячий восторг. Там ветер, свобода, вознесенность над всем миром.

Поэтому мне очень нравится, что новый проект замечательного Артёма Дервоеда, одного из самых известных российских исполнителей на классической гитаре и арт-директора Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», происходит именно на Тверской. Я чувствую в этом проекте тот же ветер, полет и свободу. Так что же это за проект, спросите вы?

Проект «Гитарный сценарий» — это камерные концерты гитарной музыки на необычной площадке, в интеллектуальном Scenario cafe. В информационных материалах проекта написано, что эти концерты — возрождение традиций «салонного» концерта, где гости «могут приятно и изысканно провести вечер: насладиться концертом классической гитары, а после него — пообщаться», в том числе с артистами. Но я думаю, что на домашние полулюбительские концерты все-таки больше похожи модные ныне «квартирники». А концерты гитары «со товарищи» на Тверской — ближе к салонным вечерам интеллигенции, которые проходили не только в частных гостиных, но и в общественных местах — клубах, дорогих ресторанах, небольших театрах, дворянских собраниях и т. д.

Мне нравится, что самым главным в концертах «Гитарного сценария» можно назвать не столько близость к артистам и общение после концерта, сколько высокое качество программ и особый настрой публики. Настрой не на еду, не на светскую болтовню со шпротиной в зубах, а на музыку. Это сегодня не всегда. Многие музыканты пускаются ради заработка во все тяжкие, играют на презентациях, корпоративных мероприятиях, рекламных акциях… Это не их вина. Это такое время, когда музыкальная классика становится больше модным гаджетом, чем потребностью души. Здесь все не так.

Мне нравится, что концерты проходят по определенной схеме: это первые воскресные дни каждого времени года. Мне нравится, каких бесподобных профессионалов приглашает Артем в качестве героев. У каждого солиста, коллектива — свой стиль, свой взгляд на мир. И безупречное мастерство. Вообще в подходе к формированию программы чувствуется личность автора проекта: умение мыслить нестандартно, культура подачи материала и въедливый перфекционизм. До мельчайших деталей.

И про общение. После концерта, особенно хорошего, и у артистов, и у слушателей всегда есть потребность обменяться мнениями. Музыканты обычно не спешат расходиться, оставаясь на «третье отделение», чтобы еще раз пережить острые впечатления от триумфа на сцене, посмеяться и снять напряжение. А публика зачастую начинает обсуждать пережитое прямо в очередях в гардероб! Во встречах «Гитарного сценария» и музыканты, и слушатели получают уникальную возможность оценить только что произошедшее чудо вместе — и это очень здорово придумано!

Я задала Артему несколько вопросов, и была очень смущена, когда получила ответы, в которых объем слов меньше, чем в моих вопросах. Этот молодой человек мне определенно нравится!

— Проект «Гитарный сценарий» — это, как можно понять из анонса, непривычный для широкой публики формат цикла сезонных концертов в несколько расслабленной обстановке клубного кафе, ориентированного на посетителя с особыми требованиями и особым вкусом. Такие концерты, чтобы окупиться и получить резонанс, требуют также особых усилий по идейному наполнению. Это должны быть не просто камерные гитарные вечера с последующим приемом пищи, а «нечто совершенно особенное». Какой смысл вложен в название проекта кроме созвучности точке локации? Как этот смысл раскрывается в планируемом формате?

— Особенное заключается в том, что мы поместили привычный формат классического концерта в непривычное для нашего времени место. Вот это сочетание и дает нечто особенное. На самом деле, мы ничего не придумали, а просто пытаемся вернуть формат салонного концерта в современную жизнь. Вечера получаются очень уютными. Как дома. И исполнители, и публика на наших концертах гораздо ближе друг к другу в плане общения, чем в больших залах.
Никакого сакрального смысла в названии нет. Но каждый может вложить в него какое-то свое значение. Так даже интереснее.

— По какому принципу Вы подбирали участников проекта? Можете ли Вы какими-то краткими фразами обозначить характерные черты приглашенных музыкантов, их «фишки и изюм»? Как подбираются и формируются программы концертов?

— Исполнители подбираются только по одному признаку: это лучшие гитаристы Москвы. Пока Москвы. Если все пойдет хорошо, то мы расширим географию. Обязательное условие: это должны быть сольные выступления или камерная музыка для малых составов с участием гитары. Это интересно и публике, и исполнителям.

— И все-таки, почему именно кафе? Это западный стиль концертов «live» с последующим выпуском диска, или, может быть, недоступность других концертных площадок, камерных залов? Что дает такая площадка исполнителю? Слушателю?

— Конечно, никто не собирается выпускать диски «Live from Scenario Cafe», но каждый оттуда уходит с особенными, теплыми воспоминаниями. Поскольку у нас играют только лучшие, то о недоступности для этих исполнителей других концертных площадок речи нет. Еще нужно потрудиться, чтобы вписать наши концерты в их насыщенный график! Мы расширяем аудиторию, играя в непривычных местах, — и это важно как для инструмента, так и для исполнителей.

— Первый концерт уже состоялся 3 сентября. Какую музыку играл Евгений Финкельштейн и Lactea Via Quartet? Это был сценарий чего?

— Этот концерт был погружением в атмосферу старинной музыки. Такой тематический концерт у нас проходит впервые. Успех огромный. Прочтите только некоторые отклики слушателей!

Вот они, отклики:
«Мы — в восторге. Очень высокий уровень исполнения. Запомнилась комфортная среда и подготовка слушателей к восприятию музыки кратким рассказом исполнителя. Если только суть, — душевно, профессионально, и на 5 баллов. Рекомендуем!»

«Лично мне очень нравится сама идея проведения таких камерных вечеров. В этом конкретно вечере совершенно покорил высокий уровень исполнения. Играли от души. Особенно Евгений — глаза горят, человек весь во власти музыки, одаренный музыкант. Понравилось, что кроме музыки был еще рассказ об истории, что с исполнителями можно пообщаться после выступления».

«…Очень хотелось бы прослушать выступление 4 декабря, даже вот думаю из-за этого отложить свою поездку в Ригу. Ну, а в следующем году 5 сентября резервируем обязательно! Всем нашим друзьям очень понравилось…»

Продолжаем разговор!

— Чисто технический вопрос. Гитара на расстоянии от слушателя требует либо усиливающей акустики, либо деликатнейшей подзвучки. Как будет обстоять дело со звуком в Scenario cafe?

— Звук у нас всегда хороший. И с усилением, и без. Все зависит от состава и программы исполнителей.

— Немного о Вас. Авторитет Артема Дервоеда как профессионала уже не требует доказательств. Но ведь Ваше детство пришлось на «лихие 90-е», когда начался распад системы музыкального образования и концертной деятельности, пошел сильный перекос в сторону развлекательности, упрощения и «опопсения» репертуара, звучащего на академических концертных площадках. Особенно эти процессы затронули глубинку, периферию страны. Как Вам удалось удержать высокую планку исполнительского мастерства в этой ситуации? Ведь Вы много гастролируете по регионам, наверняка менеджмент филармоний просит Вас исполнить что-нибудь полегче, чтобы собрать публику?

— Все дело в мотивации. У кого мотивация — деньги, тот ушел в более популярную музыку, или просто ушел. У меня другие ценности и мотивация. Классическая музыка — это путь длиною в жизнь. И я по нему иду, не смотря ни на что. Это ведь важно, развивать то, что тебе дано. Если дано, то это уже ответственность. А с годами понял, что еще и жизненная необходимость.

— Возвращаясь к проекту «Гитарный сценарий». Есть ли у Вас представление о том, как такие концертные циклы могут развиваться? Если проект пройдет в этом сезоне успешно, планируете ли Вы его «растиражировать» в виде абонементных программ в других городах?

— Делать турне по кафе и ресторанам страны мы не планируем. Но планируем провести много интересных концертных сезонов в Scenario cafe:) Второй сезон уже запустили. Развитие в том, чтобы сделать этот проект популярным и желанным для большего количества людей. А дальше посмотрим.

Итак, совсем скоро — второй концерт второго сезона проекта «Гитарный сценарий».

Кто же выступит дальше?

4 декабря 2016 — Артём Дервоед.
5 марта 2017 — Роман Зорькин.
4 июня 2017 — Ровшан Мамедкулиев.


Начало всех концертов в 18:00.
Место проведения концертов: кафе «Scenario» (www.scenario-cafe.ru).
Купить билеты можно в кафе (со скидкой).

Справки о наличии билетов и бронирование столов: телефон +7 (495) 699-56-75, электронная почта info@scenario-cafe.ru или в Scenario Cafe, ул. Тверская 22В (станции метро Пушкинская, Чеховская, Тверская).

Автор: Инга Майорова, специально для Музыкальной карты России.

Информация об Артеме Дервоеде и о его проекте «Гитарный сценарий»;
Эти и другие материалы, а также контактная информация музыканта доступны на странице Артема Дервоеда на портале «Музыкальная карта»: artem-dervoyed.muzkarta.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. muzkarta, 25 октября 2016:

    Радует, что признанные музыканты, которым не так просто найти время в концертном графике, принимают участие в "Гитарном сценарии" Артема Дервоеда — камерном(!) проекте. Это говорит о том, что формат камерного концерта — не удел малоизвестных музыкантов, а совершенно особенный, ценный и исключительный формат.

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору