«Белая сирень» — 2019: Рахманинов и Штраус.

Добавлено 28 мая 2019 Анна Сахарова

Александр Сладковский (дирижер), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, ГБКЗ имени Сайдашева, Алексей Володин (фортепиано)

В Казани в разгаре Международный фестиваль «Белая сирень», посвященный творчеству Сергея Рахманинова (основатель фестиваля — художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, народный артист России Александр Сладковский). В этом году фестиваль проходит уже в девятый раз, неуклонно расширяя как список приглашенных музыкантов, так и свой репертуар. В концерте 27 мая сочеталась музыка Сергея Рахманинова и Рихарда Штрауса.

Дань композитору, в честь которого организован фестиваль, отдало 1-е отделение, где пианист Алексей Володин, ГСО РТ и дирижер Николай Цнайдер исполнили Третий концерт Рахманинова. Первая часть несколько удивила меня в интерпретации пианиста, манеру которого критики сравнивают с изысканной шопеновской. Мне, напротив, почудилось здесь влияние Листа — мощная, бравурная игра и излишек педали приводили порой к некой звуковой монолитности и смешению «звуковых пятен». Но во второй части ситуация выровнялась, и возник, наконец, изумительный баланс между оркестром и роялем, когда они выступили не соперниками, а соратниками в выстраивании живописного тембрового полотна рахманиновской партитуры. Стремительно-скерцозный финал, в котором блестяще исполненная фортепианная партия сверкающей волной вздымалась над виртуозной звукописью оркестра, достойно завершил общую концепцию.

Хочется отметить художественно тонкую работу Николая Цнайдера и явное совпадение артистических темпераментов дирижера и солиста, что позволило представить публике яркую, захватывающую интерпретацию, чутко воплотившую и лирическую составляющую этой прекрасной музыки, и игру тембров, и характерную рахманиновскую моторность.

Во втором отделении была исполнена последняя симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя» — произведение, достаточно сложное и для исполнителей, и для слушателей (говорят, после премьеры его предлагали ставить последним номером концертов, чтобы публика могла по желанию покинуть зал). Трактовка Цнайдера также оказалась на высоте: произведение прозвучало очень образно, зримо, словно иллюстрация к некоему невидимому, но ярко разыгрываемому в звуках спектаклю. Оркестр великолепно воплотил яркую контрастность этой музыки — от пронзительной лирики до драматичного пафоса, от издевательских криков до трогательного шепота. Выше всяких похвал была исполнена объемная солирующая партия первой скрипки. И в целом, данная программа демонстрирует достойный уровень оркестра, уверенно ощущающего себя в репертуаре высокой сложности и отзывчиво реагирующего на стиль дирижёра.

Анна Сахарова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2019 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору