Четыре нюанса музыкальной практики

Добавлено 04 августа 2017 Nemirtorium

нюанс первый

ЧТО ЗНАЕМ МЫ О МУЗЫКЕ?

В наши дни невозможно представить себе жизнь человека вне Музыки. Она окружает его повсюду: дома, на улице, в транспорте и магазинах, присутствует в барах и ресторанах, транслируется по радио и TV. Музыка звучит в церкви и концертных залах, «живет» в мобильных телефонах и царит в ночных клубах.

Музыка — это эмоциональный язык общения и уникальное средство воздействия на мировоззрение человека. Давно уже не секрет, что она активно используются в рекламе, политических акциях, богослужениях и т. п. Музыка способна вдохновлять на созидание, провоцировать на разрушение, может служить символом любви и стать источником ненависти. Под ее звуки мы размышляем, работаем, отдыхаем, плачем и смеемся…

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни, с первого до последнего дня. Так что же она значит для него?

Слушая Музыку и погружаясь в гармонию ее звуков, человек невольно оказывается среди воображаемых образов, в сфере желаемого душевного состояния. Нам свойственно слышать в Музыке лишь то, что находит в нас эмоциональный отклик, ведь мир Музыки велик настолько, насколько велик мир наших чувств…

нюанс второй

КТО СЕГОДНЯ СОЧИНЯЕТ МУЗЫКУ ИЛИ О ФОРМАТНОСТИ В ИСКУССТВЕ

Известно давно, что у любого музыкального сочинения есть автор — композитор. Чаще всего случается так, что композитор знает ноты и умеет их расставлять в правильной последовательности. Он творит. Настоящий творец редко думает о пристрастиях публики, он больше думает о величии музыкального искусства. Какие-то моменты душевных переживаний, порывы чувств и вихри мыслей, свойственные творческим людям, автор музыки старательно переносит на листы нотной партитуры в виде мелодии и аккордов.

Во все времена были гениальные композиторы. Многие из них навсегда вошли в историю, теперь их знает весь мир. Так, например, произошло с Бахом или Моцартом (хотя наверняка найдутся те, кому созвучие этих двух иностранных фамилий ни о чем не говорит). Следует, однако, заметить, что без удивительно бездарных «горе-сочиняльщиков» тоже никогда не обходилось, особенно в наше время.

С появлением компьютерных технологий стало возможным сочинять музыку, совершенно не зная нот, не имея никаких представлений о музыкальной форме и законах гармонизации. Компьютерные программы-редакторы, конечно, во многом упростили процесс сочинения музыки, особенно в плане аранжировки, но они не способны наградить своего пользователя самым главным и необходимым в творчестве, они не способны дать ему талант. Тут уж ничего не поделаешь, — что Бог дал, тем и богат. К сожалению, мега-продюсеры умело пользуются инструментами воздействия на формирование потребностей народных масс, культивируя свой продукт и «подсаживая» на него потенциального потребителя. Всем понятно, это их работа и ничего личного.

Возможно, в этой безысходности и кроется разгадка однообразия музыкальных «творений» нашего времени, которая объясняет масштабы порождения определенных форматов музыки. Ведь спрос на ту или иную музыку — не лучшее измерение музыкальности произведений, не лучший показатель их художественной глубины, а скорее результат успешного маркетинга.

Бытует мнение, что профессиональный композитор должен уметь сочинять любую музыку. И на заказ, кстати, тоже. Может, так и есть, но что делать авторам, чьи художественные принципы не сопоставимы с рамками коммерческих стандартов, чьи произведения никак не вписываются в какой-либо установленный формат? Объединяться и противостоять индустриальному монстру или уповать на то, что настоящая музыка всегда найдет своего слушателя?

нюанс третий

ВЫБОР РЕПЕРТУАРА: О ЧЕМ ПЕТЬ И ЧТО ИГРАТЬ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

Уверен, что каждый музыкант хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой выбора репертуара. Очень часто перед артистом встает вопрос: что играть или о чем петь? Но прежде, чем ответить на подобный вопрос, необходимо вникнуть в суть дела.

Кому-то может показаться, что академистам (исполнителям классической музыки) проще формировать свой концертный репертуар, нежели представителям других музыкальных конфессий. Мол, произведения для академистов уже кем-то написаны, им остается только поставить ноты на пюпитр и играть в свое удовольствие (лишь бы мастерства хватило!). Но такое суждение не совсем верно. Надо заметить, что классическая музыка в концертных залах крупных городов звучит достаточно часто и, как правило, в хорошем исполнении. Это создает определенную конкуренцию среди музыкантов, в которой далеко не все ведут себя честно. Существуют кланы и договоренности, а также влияние всемогущих покровителей.

У академических и эстрадных музыкантов публика и залы могут быть разными, но законы ведения бизнеса абсолютно одинаковы. Может, конечно, это и хорошо, но при всем разнообразии и огромном мировом наследии классических произведений, репертуар академических исполнителей нередко складывается из одних и тех же сочинений, которые публика привыкла слушать из концерта в концерт и жаждет услышать еще.

«Реквием» Моцарта — одно из самых популярных высокохудожественных музыкальных произведений, которое в одном концертном сезоне может быть исполнено всеми ведущими оркестрами и хоровыми коллективами страны. Да, эта музыка гениальна и горячо любима многими слушателями и исполнителями, но бывает так, что музыканты сознательно выстраивают свои концертные программы из «проверенных» произведений, известность которых наверняка приведет слушателя на их концерт. Но с другой стороны, на концерты музыкантов высочайшего класса публика придет всегда и везде, независимо от их концертного репертуара. Выводы, на мой взгляд, напрашиваются сами.

У представителей эстрадно-танцевальной сферы и других современных коалиций музыкального бизнеса дела с формированием репертуара обстоят немного иначе. Здесь вопрос философский: какую музыку сочинять и о чем писать тексты? Но если с определением стиля и жанра предстоящих композиций музыканты обычно справляются (нужно лишь изрядно потрудиться, чтобы сочинить что-нибудь эдакое), то проблема с текстами для песен возникает достаточно часто. Помнится, кто-то из великих артистов сказал, что петь нужно только о любви. С подобным утверждением, пожалуй, можно согласиться, так как знаю по личному опыту, что вся песенная лирика, о чем бы ты не пел, в результате сводится к одному — воспеванию любви к кому-нибудь или чему-нибудь в разных поэтических образах и «ипостасях».

нюанс четвертый

МУЗЫКА В БЫТУ

Удивительно, но мы давно уже не задумываемся о том, что музыкальный мир является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Нет смысла об этом думать, потому что иначе и быть не могло. Мы уже так привыкли. Складывается впечатление, будто музыка существует сама по себе, неутомимо скрашивая своими звуками наш быт.

Музыкальный рынок сегодня разнообразен и перенасыщен настолько, что стал похож на супермаркет товаров с пестрыми наклейками многочисленных изготовителей. Меломану с каждым днем становится все труднее отыскивать среди всемирного музыкального изобилия именно то, что доставляет ему настоящее эстетическое удовольствие. Но, а обычному обывателю зачастую бывает все равно, какую музыку слушать, лишь бы окружающую атмосферу заполняло какими-нибудь звуками и ритмом. И всегда ли мы знаем, чей труд и талант способствовали созданию услышанных нами музыкальных композиций?

В наши дни, когда плоды творчества включены в производственный поток шоу-бизнеса, музыка начинает выглядеть из-за дня в день все более безликой, создаваемой словно по образцу-стандарту. Некоторые специалисты высказывают опасения о скором наступлении в музыкальном мире эпохи синтетического искусства и ремиксов, так как создать по-настоящему что-то новое в музыке уже довольно сложно. Цифровое человечество формирует свою шкалу ценностей, а в сферу нашего бытия постепенно входит философия однодневного существования. Мы уже без сожаления расстаемся с прошлым и безрадостно встречаем будущее. Никто не говорит, что наличие выбора в чем бы там не было — это плохо, но явно выраженная тенденция превращения искусства в индустрию, согласитесь, не может не беспокоить.

© Александр Немиров & Nemirtorium // 2009−2017

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. inga-majorova, 04 августа:

    Спасибо, было приятно почитать грамотный, заинтересованный текст. Это сейчас редко.

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору