«Da capo al… до бесконечности»

Добавлено 09 апреля 2016 Наталья Гирявенко

Харьковская филармония, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Органный зал Белгородской филармонии, Камерный оркестр Mezzo music, Наталья Гирявенко, Карен Вирабян (дудук, зурна), Белгородская филармония

Фото Вадима Заблоцкого, belpressa.ru
В теории музыки существует понятие da capo al fine: с начала (или «с головы») и до конца. Творческую жизнь артиста Белгородской государственной филармонии, солиста концертного оркестра духовых инструментов и симфонического оркестра МИХАИЛА ПИДРУЧНОГО можно было бы назвать так: da capo al…до бесконечности. Своеобразной «головой», началом его исполнительской деятельности является классическая флейта, а бесконечностью — мировое разнообразие флейт, которыми владеет М.Пидручный — пан-флейта, украинская сопилка, китайская флейты хулуси и сяо, индийская бансури, шотландская и испанские волынки.

М.Пидручный — настоящий мультиинструменталист! Всё это флейтово-волыночное многоцветье даже не всегда вписывается в формат его концертов, которые проходят то в органном зале филармонии, то в Большом. И всегда с аншлагами! Причём, за последние три года такие концерты (например, концерт «Орган и музыка народов мира») прошли неоднократно не только в Белгороде! Команда белгородских музыкантов (М.Пидручный, Т.Халиуллин — орган, клавесин, К.Вирабян — дудук, зурна) с невероятным успехом и завистью иногородних слушателей представила эту программу в костёле Успения Божьей матери в Курске, в Харьковской филармонии, в лютеранской кирхе поселка Зоркино Саратовской области, совершила большой концертный тур по городам Урала и Сибири (Челябинск, Екатеринбург, Самара, Кемерово, Пермь, Барнаул). Это было и единение национальностей (украинец-татарин-армянин), и слияние эпох, и согласие музыкальных инструментов мира!

В Белгородской государственной филармонии М.Пидручный работает с 2007 года. Родом он с Украины (г. Калуш Ивано-Франковской области), где и получил музыкальное образование по классу флейты (Львовская средняя специальная музыкальная школа-интернат им. С. Крушельницкой, Харьковская средняя специальная музыкальная школа-интернат, Харьковский национальный университет искусств имени И. Котляревского).Примечательно, что основной инструмент для занятий — флейту — он выбрал из весьма практических соображений: она не тяжела, а пикколо даже укладывается в нагрудный карман!

Любимым своим инструментом Михаил считает экзотическую флейту Пана, или панфлейту. По древнегреческой легенде, этот инструмент создал сам бог Пан из камыша, в который превратилась убегающая от него нимфа Сиринга. Но даже если не принимать в расчёт мифы, нужно признать: флейта Пана — один из самых древних музыкальных инструментов, сохранившихся до наших дней.

Интерес к панфлейте у Михаила проявился ещё в годы учебы в институте. Именно в это время он посетил концерт оркестра народных инструментов, который проходил в парке, на открытом воздухе. Исполнялся «Жаворонок» Григораша Динику. Когда зазвучала каденция, напоминающая щебетание жаворонка, откуда-то прилетел скворец, сел на ближайшую к музыканту ветку дерева, и начал подпевать солисту. Это забавное соревнование живого певца и инструмента окончательно укрепило Михаила в желании освоить панфлейту. Инструмент для Михаила изготовил его отец, тоже музыкант. Отличие этой флейты от стандартных панфлейт в том, что она монолитная, сделана из цельной части дерева, а не из трубок камыша. Звук отличается оригинальным обертональным богатством.

Впервые Михаил Пидручный представил этот экзотический инструмент в 2008 году в программах «Музыка Голливуда» и «Огни Парижа» с симфоническим оркестром (дир. Ю. Меркулов). Они прозвучали в Белгороде, Старом Осколе, Губкине. Участие панфлейты в этих концертах было «пунктирным» и ограничивалось вполне традиционным использованием ее в привычных произведениях («Одинокий пастух» Дж. Ласта, «История любви» Ф.Лея и др.) В 2011 году состоялся первый сольный концерт М.Пидручного в сопровождении камерного оркестра «Mezzo Music» под управлением Натальи Боровик, усиленного духовыми инструментами (дир. Ю.Меркулов). Этому концерту предшествовала большая кропотливая работа по созданию оркестровок произведений разных стилей, представленных в программе. И оказалось, что любое сочинение, исполненное на панфлейте, звучит свежо и оригинально. Будь то «Адажио» Т.Альбинони, или «Богемская рапсодия» Ф.Меркьюри, или песня Л. Дала «Памяти Карузо».

На гастролях с симфоническим оркестром в Китае, в 2013году, Михаил приобрёл два китайских народных инструмента — флейту хулуси и флейту сяо. Потом в его коллекции появилась индийская бансури и испанская волынка Гайта. Волынка пробудила у Михаила интерес к ирландской и шотландской музыке и таковая тут же появилась в концертных программах (композиции «Ирландия» и «Англичане в Шотландии»). А слушая переложение пьесы Б.Бартока «Вечер в деревне» для бансури и органа (переложение Т. Халиуллина), кажется, что именно ТАК и должна звучать эта музыка!

Мне думается, что путь, который избрал для своего исполнительского и музыкантского развития Михаил Пидручный, чрезвычайно интересен и многогранен. Ему есть что осваивать! Индонезийская флейта блеур, башкирский и татарский курай, японская сякухати, флейта южноамериканских индейцев кена, китайская флейта ди…

Da capo al… до бесконечности! Звучит как девиз. А жизнь под девизом ещё никому не вредила…

Наталья Гирявенко,
лектор-музыковед БГФ,

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору