Предстоящие мероприятия



Белгород
24 января 2018


Омск
26 января 2018

Омск
27 января 2018

Омск
28 января 2018

Омск
29 января 2018

Омск
30 января 2018

Омск
2 февраля 2018

Омск
3 февраля 2018

Омск
4 февраля 2018

Омск
4 февраля 2018

Омск
9 февраля 2018

Белгород
10 февраля 2018

Омск
10 февраля 2018


Омск
11 февраля 2018




Омск
18 февраля 2018

Омск
23 февраля 2018

Омск
23 февраля 2018

Омск
24 февраля 2018

Омск
24 февраля 2018

Омск
25 февраля 2018


Омск
28 февраля 2018

Читайте на эту же тему







Дмитрий Васильев продирижировал в Белгороде сочинениями Мусоргского и Стравинского

Добавлено 17 декабря 2014 Marina Andreykina

Светлана Ломоносова (сопрано), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Омская филармония, Марина Андрейкина, Большой зал Белгородской филармонии

14 декабря 2014 в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента «Виват, маэстро!», в котором симфоническим оркестром дирижировал лауреат международного конкурса, главный дирижёр Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. В исполнении оркестра и солистки — заслуженной артистки РФ Светланы Ломоносовой (сопрано) звучала музыка М. Мусоргского и И. Стравинского.

Программа вечера, приуроченная к 175-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881), представила разножанровые сочинения композитора и оркестровки написанных им произведений, а также музыку его последователя Игоря Стравинского (1882–1971).


«Меня привлекла идея обращения к музыке Мусоргского в разных оркестровках, в оркестровках Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича, Э. В. Денисова, — рассказывает Дмитрий Васильев. — В них разные оркестровые оттенки, разные нюансы, но всё-таки получается Мусоргский, его неповторимая музыка».

Симфонический оркестр Белгородской филармонии традиционно сотрудничает с разными дирижёрами и солистами — как российскими, так зарубежными. С каждым новым дирижёром, с каждым новым солистом коллектив приобретает уникальный опыт соприкосновения с разными музыкальными интерпретациями, дирижёрскими техниками, исполнительскими особенностями.

Программа минувшего вечера запомнится слушателям, несомненно, не только собственно исполненной музыкой, но и оригинальностью представленных трактовок: не каждый день даже искушённый любитель симфонической музыки может себя побаловать таким количеством традиционных и необычных оркестровок.

Открывшая программу симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» (1874) — один из шедевров русской музыки и творчества Мусоргского — представила не только удивительной красоты пейзажную музыкальную зарисовку, в которой голоса оркестра звучали тонко и филигранно, но и воспроизвела настоящую картину-фреску рассвета, встающего над страной с надеждой на прекрасное и светлое будущее России.

Оркестровка этого произведения (которое сегодня часто исполняется как самостоятельное произведение, хотя во время его написания композитор мыслил эту музыку как часть своей оперы — монументальной народной музыкальной драмы «Хованщина»), сделанная Дмитрием Шостаковичем в ХХ веке, воплотила глубочайшую образность и живописность.

Исполнение белгородским оркестром этой музыки, трепетное, безмятежное, с одной стороны, представило красивые и мягкие узоры природы, с другой, словно настроило на ту самую переломную эпоху, на драматические времена Руси, когда царили противоречия (вспомним, что сюжетной основой оперы послужил заговор князя Хованского против юного царя Петра).

Виват, Маэстро в Белгородской филармонии»>Погружение в славную историю Руси продолжилось и в ещё одном отрывке из «Хованщины» Мусоргского — прозвучал Танец персидок из первой картины IV действия оперы. Богато обставленные палаты в хоромах князя Ивана Хованского, князь за обеденным столом, крестьянки за рукоделием, неожиданный визит помощника князя Голицына с предупреждением об опасности, разгневанный князь, требующий, чтобы ему подали меду, и приказывающий девушкам-персидкам плясать для него, — всё это действо словно воплотилось в звуках музыки как в калейдоскопе быстро меняющихся танцевальных движений персидок…

Кульминацией первого отделения концерта явилось исполнение вокального цикла Мусоргского «Детская» (1872) в оркестровке Эдисона Денисова 1976 года для сопрано и симфонического оркестра. Как отметил маэстро Дмитрий Васильев, цикл «Детская» достаточно сложен в оркестровом претворении (может быть, по сравнению с достаточно распространёнными фортепианными исполнениями этого цикла). Однако белгородский симфонический оркестр — «крепкий, подвижный, податливый, с хорошими солистами и выразительными струнными» (Д. Васильев) — с успехом справился с этой задачей.

Захватила внимание публики и солистка — заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова, которая в образе и характере представила удивительно тонкие вокальные сценки цикла, в которых глубоко и животрепещуще раскрывается мир ребенка. «В углу», «Жук», «С куклой», «На сон грядущий», «На даче», «Кот Матрос», посвящённые друзьям и родным Мусоргского, прозвучали в ярком и выразительном исполнении солистки.

Симфоническая поэма Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (1867) (или «Иванова ночь на Лысой горе») в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова — ещё один шедевр симфонической музыки, прозвучавший в этот вечер и открывший второе отделение.

Сочинение, когда-то категорически забракованное наставником композитора Милием Балакиревым (являвшимся главой «Могучей кучки», куда входил Мусоргский), и названное им «несовершенным», «неудавшимся», нелепым, производило впечатление masterpiece’а истинной красоты и неповторимости. Музыка, написание которой в своё время принесло глубочайшее творческое удовлетворение самому композитору, казалось, прочно «засела» в сознание слушателя.

Живописующими звуками оркестр вырисовывал вложенное автором содержание музыкальной картины: и энергичный сбор ведьм, их толки и сплетни, и «скоростной» поезд Сатаны, и поганую славу Сатане, и, конечно, сам Шабаш.

Завершившая программу сюита из балета Игоря Стравинского «Жар птица» (1910–1911) стала ещё одним программно-изобразительным произведением, получившим тёплый отклик у публики. Эта сюита — одно из ярчайших симфонических полотен русских композиторов, создававшаяся композитором на основе его же музыки к балету «Жар птица», — представила широкую палитру оркестровых красок, динамических оттенков и харАктерных эпизодов.

Прежде всего, поразили великолепные piano и pianissimo оркестра, которые — не без заслуги дирижёра — доставляли моменты блаженства и покоя, пусть и кратковременного. Тут совсем забывались слова Рихарда Штрауса, считавшего, что начинать какое-либо произведение с такой тихой звучности недопустимо, ибо никто не будет слушать.

Такая музыкальная «тишина», запланированная Стравинским и удачно переданная оркестром и дирижёром, которую идеально слышно как в зале, так и за кулисами, завораживала…

В оркестровой сюите, вместившей в себя огромный букет музыкальных вкусностей, казалось, можно было услышать всё — и крепкое forte, и мягкое piano, и энергичные нарастания, и плавные спады, и изящные соло духовых, и необыкновенно выразительные струнные, и волшебные звуки арфы, и многое-многое другое…

Прозвучавшая вторая редакция сюиты 1919 года (известно, что композитор создал целых три редакции сочинения — 1910, 1919 и 1945 гг.) вместила в себя Интродукцию, Вариацию Жар-птицы, Хоровод царевен, Поганый пляс Кащея, Колыбельную и Финал. Это целая галерея образов, которые возникают в воображении, когда внимательно вслушиваешься в музыку, а она в ответ рождает яркие и неповторимые ассоциации.

Яркая русская музыка, её широта, красота, картинность и изобразительность, настолько близка и понятна, что каждый слушатель может найти в ней что-то своё, родное (даже будучи иностранцем). Эта бесконечная глубина, богатство рождали самые светлые образы, побуждая медитировать, размышлять, созерцать. Симфонический оркестр, казалось, по-новому раскрыл свои качества, свои возможности, свой потенциал, который неисчерпаем.

Дмитрий Васильев — один из тех дирижёров, интерпретации которых хочется слушать, познавать и открывать для себя что-то новое в уже известном и полюбившемся.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)
Дата публикации: 15.12.2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору