Ф. Шуберт — И. Стравинский — Л. Десятников

Добавлено 20 декабря 2015 verasavints

Вера Савинцева, Малый зал Санкт-Петербургской филармонии, Айлен Притчин (скрипка), Лукас Генюшас (фортепиано), Санкт-Петербургская академическая филармония

18 декабря в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся вечер камерной музыки из произведений Ф. Шуберта, Л. Десятникова и И. Стравинского. Камерный ансамбль Айлена Притчина (скрипка) и Лукаса Генюшаса (фортепиано) представил масштабную программу, проникнутую множественными интонационными и стилистическими параллелями и раскрыл целую палитру красок, чувств и образов, свойственных крупным симфоническим сочинениям. Соната Ф. Шуберта для скрипки и фортепиано (в 4-х частях) прозвучала масштабно, в ней раскрылась связь с традициями симфоний Моцарта и самого Шуберта раннего периода.

Сочинение Л. Десятникова «Как старый шарманщик» продолжило образы шубертовской музыки. Тема шубертовской песни про уличного музыканта, твердящего унылую, зазубренную мелодию, относится к хрестоматийным «шлягерам» и хорошо знакома слушателям по программе музыкальной школы. Старая шарманка здесь звучит расстроенной, нередко издает фальшивые звуки (отметим применение диссонансных звучностей и политональных наложений), голоса ее не всегда попадают в такт (Л. Десятников искусно применяет полифонические приемы). Сочинение представляет сложную композицию с применением контрастных приемов (например, знакомый мотив в новом разделе звучит в характере скерцозных барочных фигур). В целом, мастерство развития знакомой темы увлекает и захватывает дух так, что становится понятно, что лирический герой произведения Л. Десятникова — «Старый шарманщик» — не просто утешил своего слушателя, страдающего путника, но увлек и захватил его воображение, придал новые силы.

Во втором отделении программы раскрылась преемственность приемов композиторской работы Л. Десятникова с неоклассицистскими сочинениями И. Стравинского. Прозвучали сочинения П. Чайковского «Воспоминание дорогого места» op.42 (это сочинение создавалось в 1878 году для скрипичного концерта) и «Дивертисмент» И. Стравинского — С. Душкина из балета «Поцелуй феи».

Самуил Душкин (1891–1976) — американский скрипач, родившийся в русской части Польши, в детстве жил в Нью-Йорке, учился в Парижской консерватории у Леопольда Ауэра и Фрица Крейслера. Самуил Душкин и Игорь Стравинский встретились в Париже, выступали вместе, их сотрудничество продолжалось почти 10 лет. Совместно с Душкиным созданы целый ряд переложений оркестровых сочинений Стравинского — «Русская» (из балета «Петрушка»), 1932; Ария Соловья и другие. Стравинский признавался в «Хронике моей жизни»: «мое тесное сотрудничество с таким мастером, как Душкин, открыло передо мною новые возможности, которые мне захотелось использовать».

Напомним, что балет «Поцелуй феи» посвящен П. И. Чайковскому, в его развитии использованы известные темы русского классика — «Колыбельная в бурю» и другие мелодии, ставшие популярными, любимыми публикой. В исполнении фрагментов из балета «Поцелуй феи» И. Стравинского. Камерный состав исполнителей раскрыл многообразие тембровых звучностей, воссоздающих образы оркестрового звучания. Завершил концертную программу «Дифирамб» И. Стравинского, исполненный на «бис».

Автор — Вера Савинцева

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору