«Felix dies natalis!», «Joyeux anniversaire!», «Alles gute zum Geburtstag!», «Happy birthday!» или с Днём Рождения белгородский орган!

Добавлено 16 декабря 2017 Marina Andreykina

Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Нина Стрижова (меццо-сопрано), Органный зал Белгородской филармонии, Сергей Коваленко (ударные), Камерный оркестр Mezzo music, Наталья Гирявенко, Владислава Власова (карильон, орган), Белгородская филармония, Даниэль Зарецкий (орган)

Уже шестой год празднует свой день рождения наш любимый орган — гордость города Белгород! Давайте на минуточку вспомним, как всё начиналось… Ещё в январе 2004 г. в г. Белгород были приглашены московские акустики П. Кравчун и М. Ланэ, изучившие все залы города на предмет установки концертного органа. В конце концов, было решено пристроить новый Органный зал к основному зданию филармонии, и уже 2010 г. стал событием у белгородцев, так как это строительство завершилось. А в августе 2011 г. состоялась приёмка органа в монтажном зале немецкой фирмы Hermann Eule Orgelbau в Баутцуне, после чего он был разобран и перевезён в г. Белгород, где с середины сентября происходила работа по его сборке, наладке, интонированию и настройке. Монтажной бригадой руководил Дирк Пфайфер, а главным интонировщиком был Альфред Маттиас Ульманн. Надо отметить, что идеей создания органного зала, а также её воплощением, в первую очередь, занимались губернатор области Евгений Степанович Савченко и бывший в те годы директором филармонии Иван Григорьевич Трунов. Наконец, 15 декабря, в день рождения Белгородской государственной филармонии, состоялась торжественная церемония открытия Органного зала и инаугурация органа. В ней приняли участие органист белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, заслуженный артист Р Ф Даниэль Зарецкий, органист из Германии Юрген Вюстефальд, камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик, а также заслуженная артистка России Нина Стрижова. С тех пор и по сей день белгородский орган был, есть и, мы верим, что будет главной «жемчужиной» филармонии и всего Черноземья!

В 2017 г. 15 декабря в 19:00ч. орган вместе со своим верным товарищем Тимуром Халиуллиным снова отпраздновал День Рождения! Организаторы концерта тщательно подошли к составлению программы. Поэтому артистам удалось уместить музыку очень разную по характеру, жанру и стилю, начиная с эпохи барокко и заканчивая откровенным роком ХХв. всего в двенадцати номерах. Отметим ещё и то, что практически весь концерт состоял из премьер!

Началось торжество, несомненно, с органа! Под аплодисменты на сцену вышел лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин и заиграл… Пять полноценных номеров слушатели наслаждались чисто органной музыкой. Звучала драматическая по характеру фантазия и фуга c moll И. С. Баха. Удивительное начало праздника… На самом деле, у органиста всё продуманно. По его словам необходимо было начинать с этой музыки, потому что для него это произведение — не просто «классическое монументальное органное произведение» эпохи барокко, а словно «голос вечности», как что-то возвышающееся над миром человеческих страстей, как «зов к предкам и древней истории органа».

Вторым номером прозвучал «необычный» концерт И. С. Баха ля минор для органа в трёх частях. Необычность этого концерта в том, что, по словам ведущей концерта — заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко, И. С. Бах в своё время, влюбившись в скрипичные концерты Н. Паганини, решил переложить их для органа. И вот что получилось при соединении двух гениев. Простите! Трёх… Потому что Тимур Халиуллин исполнил этот концерт настолько гениально, насколько гениальна эта музыка.

Далее программа концерта подвела нас к французской музыке XIXв. В исполнении того же органиста прозвучала «Павана» Г. Форе. Музыка этого танца была полна нежности, глубокой печали и должной изысканности.

На смену медленному танцу пришла стремительная, волевая и даже демоническая токката Э. Жигу, тоже французского композитора. Исполнив её блестяще в техническом и образном плане, органист перешёл к немецкой музыке XIXв., а точнее к музыке Й.Брамса. В тёмном зале, наполненном сотнями пристальных глаз и ушей, прозвучали чудесные по красоте и искренности высказывания две хоральные прелюдии op.122: № 8 «Es ist ein Ros` entsprungen» — «Нежная роза» и № 5 «O Gott, du frommer Gott» — «О, Боже, праведный».

Итак, «насытив» зрителей органной музыкой разных эпох, участники концерта плавно перешли к ансамблям. На этот раз продолжала звучать музыка Й. Брамса, но теперь зрители насладились третьей частью — Poco allegretto из симфонии № 3 в переложении для органа и виолончели. Партию виолончели исполнял лауреат международных конкурсов Олег Шейна. Слаженному ансамблю виолончели и органа удалось заменить целый оркестр, а музыка от этого абсолютно не пострадала, если даже «не выиграла». Произведение прозвучало цельно и образно. По ощущениям, всё время ожидался какой-то взрыв чувств и эмоций, но артисты всё исполнили очень благородно, страстно и без «эмоциональных вспышек», чего и не требует данная музыка.

Следующее произведение вызвало массу чувств и эмоций у слушателей. Звучало адажио с вариациями О. Респиги для виолончели и органа. Несмотря на свои немалые размеры, музыка слушалась буквально на одном дыхании, рисуя в голове различные образы, связанные с произведением. А сюжет здесь довольно трагический, изображающий человека, борющегося за свою любовь, но в итоге, сломленного под гнётом судьбы. Подобными словами описывали данную музыку сами исполнители.

Упившись печалью и трагизмом звучащих композиций, в следующем номере зрители насладились щемящими гармониями русской музыки, а также символичным звучанием колоколов, на фоне которого звучала патетическая мелодия. В исполнении лауреатов международных конкурсов Оксаны Никитиной (меццо-сопрано) и Сергея Коваленко (партия ударных), конечно, не без участия органа, была озвучена композиция Г. Свиридова «О, Родина!», переложенная самими исполнителями для такого состава инструментов. Музыка здесь тоже не светлая и мажорная, но полная решимости и непоколебимости. Наверняка, она нашла отголосок в каждом сердце, стучавшем в зале…

Далее, не переставая удивлять зрителей, Тимур Халиуллин вместе с Сергеем Коваленко и заслуженной артисткой Р Ф Людмилой Петровой (партия фортепиано) исполнили всем знакомую увертюру И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта». Многие в зале ностальгировали, слушая эту музыку, ну, а кто-то просто наслаждался красотой и бравурой мелодии, её гармониями. Насколько известно, эта композиция была сочинена И. Дунаевским ещё в 1936 г. к фильму «Дети капитана Гранта». В 1986 г., по словам Натальи Гирявенко, была выпущена новая версия фильма «В поисках капитана Гранта», музыку к которому писал уже сын знаменитого отца — М.Дунаевский. И он лично настоял на том, чтобы за основу музыкального сопровождения была взята всё та же музыка И. Дунаевского, так как лучше этой музыки написать нельзя!

Следующим номером прозвучал «Вальс-бриллиант» Дж.Х.Гринна. Исполнители: солист — Сергей Коваленко (ксилофон), аккомпаниатор — Тимур Халиуллин (орган). Вальс, действительно, звучал «бриллиантово», благодаря особенности тембра ксилофона, а также виртуозной игре солиста. Кстати, любителям подобной музыки советуем прийти на сольный концерт Сергея Коваленко, который состоится 20 февраля 2018 г. Особенностью «Вальса-бриллианта» стала ещё и придуманная Тимуром Халиуллиным буквально перед самым концертом блестящая каденция, которая хорошо запомнилась зрителям.

Перед тем, как объявить продолжение программы, Наталья Гирявенко решила напомнить зрителям об истории создания органа, поприветствовав в зале Ивана Григорьевича Трунова, а также о прошлых концертных сезонах, когда на праздновании дня рождения органа принимал участие ещё и преподаватель самого Тимура — народный артист Р Ф Даниэль Зарецкий. В этот раз его не было, но «дух его находился в зале, словно тень отца Гамлета». Затем на сцену была приглашена уже студентка Тимура Халиуллина — Владислава Власова. В их исполнении прозвучали «Вальсы в 4 ноги» И.Штрауса. Произведение произвело незабываемое впечатление на зрителей, ни столько из-за прекрасных мелодий Штрауса, хотя и не без этого, сколько от мастерского исполнения ногами этих мелодий замечательным дуэтом.

Казалось бы, теперь уж слушателей ни чем не удивишь, но у органиста Тимура Халиуллина всегда есть, чем поразить публику. Заключительным номером концерта стало звёздное и сумрачно-туманное, в прямом смысле этого слова, исполнение лауреатом международных конкурсов Галиной Зольниковой (сопрано), Сергеем Коваленко (ударные) и Тимуром Халиуллиным (орган) знаменитой песни Л. Уэббера из мюзикла «Призрак оперы».

На такой высокой мистической ноте завершилось празднование шестого дня рождения белгородского органа. Зрители не уставали благодарить артистов бурными овациями и непрекращающимися криками «Браво!». За эти годы, благодаря неустанной работе органиста Тимура Халиуллина и его друзей, органная музыка перестала восприниматься людьми, как нечто сложное и непонятное. Каждый, кто проходит через органный зал белгородской филармонии, просто влюбляется в него. А главное, влюбляются в орган и, конечно, в музыку, которая на нём исполняется, будь то хоть старинная музыка, хоть современная. Спасибо всем, кто был на концерте и отпраздновал вместе с нами этот чудесный день!

Владислава Власова

Фото Антона Черева

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору