История одного рояля. По материалам музея модерна в Самаре

Добавлено 03 июня 2019

Цикл концертов «Музыка модерна», Гостиная Музея модерна в Самаре

Однажды в Самаре, в только что построенном прекрасном особняке, на углу улиц Алексеевской и Саратовской, случился замечательный день. Шел 1904 год. Молодая хозяйка Сандра Курлина занималась своими делами. Она составляла списки для городского благотворительного бала. А ее муж, Александр Курлин, стоял у ажурной калитки и ждал, когда же привезут с вокзала одну вещь. Новый, только что доставленный поездом из Москвы, рояль «Стейнвей». Это был его подарок жене. И он волновался, хотел сделать жене сюрприз. Александр думал, понравится ли рояль Сандре, привезут ли его в хорошем состоянии и вообще, успеют ли привезти сейчас, когда жена уйдет из дома.

Сандра, как всегда, нарядная, очень красивая, вышла на крыльцо, обогнула дом, подошла к калитке, поцеловала мужа и ушла по своим благотворительным делам. И тут вдалеке показалась подвода, на которой стоял большой ящик. Курлин так обрадовался, что сам побежал открывать тяжелые ворота в виде ажурной бабочки. Подвода вкатилась во двор, ящик открыли, рояль занесли в дом, с криками «давай-давай, не ломай» затащили в гостиную и прикрутили ему резные ножки в форме львиных лап. Александр поспешил обвязать клавиатуру красной лентой и завязать бант, быстро поднял крышку и поставил на пюпитр новый сборник вальсов Шопена и открытку с надписью «Любимой Сандре, лучшей жене».

Сандра вошла в дом — и мимо гостиной прошла в кабинет мужа. Она хотела рассказать ему о своем визите в сиротский приют и попросить поставить печать на один из документов. Но мужа в кабинете не было. Сандра прошла по комнатам, в малую гостиную, в столовую, но его и там не было. Осталась только большая гостиная. И там ее ждал муж, и приглашал сесть за новый рояль. Сандра очень обрадовалась, развязала ленту, прочитала открытку и поцеловала мужа. Она быстро пробежала пальцами по клавишам в гамме до-мажор, а потом села за инструмент и начала играть. Рояль был идеально настроен, ведь он был сделан лучшими мастерами фирмы «Стейнвей». Сандра играла и играла, учила ноты и отрабатывала пассажи. Она мечтала сыграть без единой ошибки вальсы Шопена из сборника, подаренного мужем.

Прошло несколько лет. После смерти супруга Сандра часто садилась за рояль. Она вспоминала о том, как Александр его подарил ей. Как иногда она учила мужа, играла с ним в четыре руки. Однажды она уехала на дачу, а когда вернулась домой, ее ожидал неприятный сюрприз. В доме ее ждали люди с винтовками. Началась революция. Сандра испугалась. Она боялась, что революционеры могут убить ее, разорить дом и разломать одну из ее самых любимых вещей — рояль. Шли слухи, что рояль композитора Рахманинова в его имении скинули со второго этажа дома. Сандра бы не выдержала такого зрелища. Однажды она шёпотом поговорила с домом и роялем — и решила уехать в Москву. Перед отъездом Сандра раскрыла ноты, подаренные мужем, и сыграла на прощание несколько вальсов. Она попрощалась с домом, с роялем, забрала печать мужа из кабинета на память обо всем — и уехала.

Рояль не совсем понимал, что происходит. Он видел, что в доме расположились странные люди, в руках у них винтовки. Рояль пристально наблюдал за революционерами и в тайне мечтал, чтобы вернулись времена, когда на нем играли, и даже сам Шаляпин однажды слушал его музыку. Но мечты не сбывались. У новых людей были дела поважнее. К роялю они подходили только, чтобы положить пачку бумаги или газету, еще было неприятно, когда солдаты ставили на крышку посуду с селедочными головами или стаканы с чаем — и ели на рояле, как на столе, оставляя следы жира или царапины. По ночам иногда что-то глухо хлопало в подвале, и от этого дом наполнялся дымом и страхом.

Через некоторое время в гостиную занесли столы и стулья, поставили старые шкафы. Винтовок больше не было, люди стали приходить в дом только днём, садились за столы и много писали бумаг. Рояль задвинули в угол и стали хранить на нем большие кипы документов. Иногда использовали инструмент, чтобы шлепать по бумагам печатью, и тогда струны гудели, а люди смеялись и старались шлепнуть сильнее. Рояль старался не слушать ничего и вспоминать свое детство и мастеров, которые любовно собирали его на другом конце света. Гладили его бока, подвинчивали чугунную раму, натягивали струны. Потом рояль уволокли в каретный сарай.

Прошло еще несколько лет — и вдруг рояль понесли назад в дом. Рояль обрадовался, он подумал, что снова увидит свою Сандру и жизнь станет прежней! Но в доме все изменилось, и вдруг зазвучали детские голоса. Это здесь поселился детсад. Рояль очень был доволен, потому что воспитательница посчитала, что он будет уместен в садике, его немного настроили. Сначала дети бросились «атаковать» рояль, но воспитательница объяснила им, что так нельзя и села за инструмент. Ура! Он снова зазвучал! Конечно, после всех приключений его голос был немного дребезжащим и глухим, но это была музыка! А дети под нее пели и танцевали.

К сожалению, счастье было недолгим. Из разговоров новых людей «Стейнвей» узнал, что началась большая война. В дом Курлиных поселили шведское посольство из Москвы, потому что Москву бомбили фашисты.

Рояль закрыли мебелью, он смутно узнавал иностранную речь, дипломаты не сразу обнаружили инструмент за шкафами. Но однажды один посол нашел рояль, он освободил клавиатуру и сел на стул. Рояль задрожал и затаился от счастья. Неужели на нем снова будут играть? И в комнатах зазвучала снова музыка! Это были пьесы Грига! К сожалению, рояль был очень сильно расстроен и играли на нем совсем редко. Но он был безумно счастлив в эти мгновения.

После войны в дом Курлиных снова вернулся детский сад, а потом здесь разместился краеведческий музей. Начался ремонт. И рояль на время ремонта перевезли в областную библиотеку, где он остался надолго. В библиотеке рояль стоял как украшение, его немного привели в порядок. Недавно рояль даже попробовали отремонтировать, но мастер оказался неумелым, и рояль потерял свой бесценный голос. Однажды «Стейнвей» услышал, как люди говорили, что в доме Курлиных теперь не детсад, не контора, не посольство, а настоящий музей того стиля, в котором построил дом гениальный архитектор Александр Зеленко. Музей модерна! И теперь рояль Сандры Курлиной ждет, когда же люди позовут настоящих мастеров фирмы «Стейнвей», вернут ему голос и вернут домой.

А дом Курлиной ждет свой инструмент, чтобы на нем проходили прекрасные концерты музыки модерна, как это было при его любимой Сандре.

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

Конкурсный раздел «Литературное творчество»

Номинация «Эссе»

София Фефилова

ученица 4 «в» класса

МБОУ «Гимназия № 3» г. о. Самара

2017

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Екатерина Спиваковская, Самара, 13 июня:

    Замечательная история, очень искренняя. У автора, кроме несомненного таланта, есть самое главное условие для творчества - лёгкое дыхание. Я получила больше удовольствие, спасибо.

  2. olgasergeeva47, 06 июня:

    Дорогая София! У Вас получился прекрасный рассказ о старинном доме и рояле. Есть загадки и тайны в нём, как в любом старом доме. Он много видел в свой жизни, но главная мелодия- мелодия жизни продолжается и до наших дней. Я тоже играла на этом рояле , когда работала совсем ещё юной девушкой в детском саду музыкальным работником.В этом доме в гостях у Сандры бывал и Фёдор Шаляпин. Он напевал русские мелодии и перебирал клавиши этого инструмента. Многие танцевали под его музыку. Здесь бывала в гостях подружка Сандры-Любочка Любавская, поповская дочь, я с ней была знакома и сменила её ,как музыкальный работник. Она была уже старенькая, но играла отлично,она была подруга Сандры. Музыка должна звучать всегда в этом доме, ведь он такой красивый, и в нём столько тайн...
    Ольга Николаевна Сергеева-Саркисова. Желаю Вам успеха и победы в конкурсе.

    • inga-majorova, 07 июня 2019:

      Уважаемая Ольга! Мне очень важны Ваши слова. Больше спасибо! Соня Ф.

© 2009–2019 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору